Установка шатунов на велосипед

Содержание

Установка шатунов на велосипед

Велосипедный шатун (педальный рычаг) – знакомая и значимая деталь трансмиссии. Является связующим звеном при передаче усилий на кареточный вал и передние звезды. Исправное состояние и надежное закрепление шатунов на каретку гарантирует максимальную эффективность передачи крутящего момента и безопасность движения.

Замена шатуна на велосипеде: как устранить неполадку

Велосипедный шатун — это рычаг, передающий усилие с педали велосипеда на вал каретки для осуществления вращения заднего колеса. Детали редко теряют работоспособность, только разнашиваются посадочные места или изгибаются, переламываются в случае аварии. Чтобы устранить неисправность, заменить запчасть, лучше обратится к специалистам в мастерскую. Хотя не сложные работы по техническому обслуживанию, такие как замена шатуна, можно выполнить самостоятельно.

Снятие и установка шатунов, причины для демонтажа

Все велосипедисты однажды сталкиваются с вопросом смены шатуна. Его замена потребует от владельца хотя бы базового понимания этого вопроса. Как правильно его выбрать, с каким усилием затягивать, на какие характеристики следует прежде всего обращать внимание вовремя покупки?

Велосипедные шатуны

Шатуны для велосипеда: выбор для классических и нестандартных моделей

шатуны

Велосипед – единый механизм, в котором все взаимосвязано, начиная от колес и цепи, заканчивая рулем, седлом и таким незаменимым элементом как шатуны для велосипеда.

Именно на эти детали приходится большая часть нагрузки, во время каденса, а также появляется возможность превращать возвратно-поступательное движение в скорость.

Конечно же, этот элемент байка изготавливается из высокопрочных материалов, что обеспечивает практически «не убиваемую» надежность, но, тем не менее, требующую определенного ухода и правильного подбора.

Как выбрать шатун на велосипед и пойдет речь в нашем материале, а также о видах и вариантах крепления, которые предоставляет магазин велосипедов.

С каким усилием затягивать шатуны: рекомендации специалистов

Велосипед – это конструкция, в котором все элементы связаны, и поэтому время от времени один элемент требует замены, чтобы вся система работала правильным образом. Заменить шатуны можно самостоятельно, но следует понимать особенности конструкции, и правила разборки и сборки. Кроме того, следует уделять внимание и техническим аспектам, в том числе силе, с которой следует затягивать шатуны.

Установка шатунов

Шатун на велосипеде – это деталь, которая работает в качестве связующего элемента в передаче. Если шатуны вышли из строя, то велосипед не сможет осуществлять движение в привычном стиле и темпе. Водителю придется отвезти транспортное средство в мастерскую, чтобы профессионалы осмотрели оборудование. Но работа не такая сложная, чтобы платить за ее правильное выполнение, и поэтому можно просто проделать работу самостоятельно в домашних условиях. Для того, чтобы правильно выполнить работу, следует понять особенности конструкции и установки шатуна. Всего принято

Установка шатунов на велосипед: как правильно сделать

Велосипед считается простым устройством, но он часто оснащается разным навесным оборудованием, предназначенным для повышения комфортности и безопасности катания. Самыми загруженными частями любого байка считаются шатуны. Они отличаются простой конструкцией, а также во время их установки не приходится уделять много времени регулировке. Их часто приходится демонтировать, если они ломаются, а также, если планируется замена на камеру. Поэтому велосипедист должен знать, как выполняется демонтаж и установка шатунов на велосипед.

Замена шатунов

Шатуны велосипедные: общие сведения

Трансмиссия велосипеда имеет пару шатунов, расположенных по обе стороны от каретки. Детали устанавливаются на кареточном валу с помощью специальных креплений. В зависимости от производителя и типа велосипеда, крепления различаются, и чуть позже обязательно об этом поговорим.

Шатунная пара вместе с передними звездами образует систему. Она может быть разборной и неразборной. Первый тип встречается на бюджетных моделях велосипедов, включая односкоростные дорожники. Здесь износ звездочек развивается одновременно с усталостью материала рычагов. В случае преждевременной поломки шатунов система полностью подлежит замене.

По стандарту звезды располагаются справа по ходу движения, следовательно, к звездочкам закреплен правый шатун. На байках среднего и высокого уровня звездочки могут меняться отдельно от шатунной пары. Его можно снять и, таким образом, заменить лишь часть системы – изношенные звезды.

Разъемная система

Разъемная система горного велосипеда

Шатунная пара и каретка – самые нагруженные узлы велосипедной трансмиссии, так как напрямую принимают толкательно-вращательные усилия от ног велосипедиста. В изготовлении деталей используются материалы:

  • закаленная сталь;
  • алюминий;
  • титан;
  • углеродное волокно (профессиональный шоссейный байк).

Значительную роль в динамике передвижения играют вес и форма шатунов. Производители стараются сделать их максимально легкими и компактными. Так, для уменьшения веса внутри детали специально делаются полости. Идея принадлежит японскому производителю Shimano:

технология Hollowtech

Внутренние полости по технологии Hollowtech

Разобрать систему обычным гаечным ключом не получится, для этого потребуется специальный съемник шатуна. При вдавливании инструмента деталь свободно откручивается с оси каретки, не повреждая ее.

Материал шатунов

Рычаги педалей могут изготавливать из разных материалов:

  • сталь,
  • алюминий,
  • титан,
  • карбон.

На какие только ухищрения не идут производители шатунов, чтобы снизить вес: изготавливают их сложной замысловатой формы, делают канавку снаружи, оставляют пустоту внутри. Более легкие шатуны, кроме того что снижают общий вес велосипеда, так ещё легче раскручиваются. Чем меньшую массу нужно раскрутить, тем быстрее можно ускориться.

Хотя шатуны и являются одними из самых нагруженных деталей велосипеда, их можно сделать пустотелыми. Как в случае с рамой велосипеда, точно так же полый рычаг педали сохраняет свою прочность и жесткость при намного меньшем весе. Наличие пустоты внутри детали значительно на показатели прочности не влияет.

Стальные шатуны могут быть цельными и трубчатыми. Для отечественных велосипедов и шоссейных их делают цельными. Очень часто на горные велосипеды и спорт байки BMX ставят облегченные полые рычаги педалей.

Все прочные, у которых низка вероятность поломки, алюминиевые детали изготавливают горячей или холодной ковкой. Велосипедные шатуны прессуют по металлической вставке, а затем её удаляют, после чего получается готовая деталь с фигурной канавкой. Полые рычаги из алюминия делают только методом холодной ковки Hollowtech, впервые внедрённым фирмой Shimano. Такие изделия применяются вместе с полым валом каретки, закреплённые на его 8-ми шлицевых торцах увеличенного диаметра.

Для редких спортивных велосипедов изготавливают шатуны из титана или карбона. Карбоновые изделия могут быть как однородными, так и с алюминиевой или титановой основой внутри. Ясное дело, что чем сложнее технология изготовления, тем дороже готовое изделие.

Полые шатуны

Полые шатуны велосипеда

В каких случаях необходим демонтаж шатуна

Шатун никакого обслуживания и особого ухода не предполагает. Его замена проводится только в случае, который мы описали выше и при механическом повреждении. Необходимость в демонтаже возникает, когда нам нужно добраться до каретки или полностью ее разобрать смазки, промывки или регулировки.

Также иногда после дождя возникает малоприятный скрип, который вызван попаданием песка в сопряжение шатун-вал. В этом случае его приходиться разбирать и чистить посадочное место.

Просто так шатун не снимется и для этого нужно применить либо определенную ловкость рук, либо специальный съемник. Об этих способах мы расскажем подробно.

Причины замены шатуна

Шатуны — это одна из деталей велосипеда, которые подвергаются постоянным сильным нагрузкам. Они простой конструкции, не требующие особой регулировки, поэтому сложностей с заменой не возникает. При необходимости и наличии нужных инструментов это не сложно выполнить даже в домашней мастерской.

В процессе эксплуатации велосипеда могут возникнуть причины, когда требуется замена пальцев шатунов или всей детали:

  • механические повреждения;
  • регулировка и ремонт каретки;
  • замена звезд на шатуне в случае разборной конструкции;
  • периодическое подтягивание шатунов потребует их снятие;
  • очистка и промазывание посадочного места после езды под дождем, если попали песок и влага.

Как снять шатуны

Чтобы не повредить детали в процессе ремонтных работ, понадобится специальный съемник (пресс). В случае его отсутствия, достаточно стандартных инструментов: шестигранники 8 и 10, накидной ключ 4, молоток.

Важно: Съемник используют для демонтажа не только шатуна, но и других узлов (каретки, педалей), поэтому профессиональные мастера рекомендуют велосипедистам включить его в собственный набор инструментов.

Велосипедные шатуны – описание

Велосипедный шатун или педальный рычаг — своего рода связующее звено в передаче усилий на звездочку и каретку.

Вся резьба в велосипеде должна быть затянута не просто так, а с установленным усилием 34–50 Н*м. Материалы используют для производства различные: чаще алюминий, для недорогих моделей сталь, редко карбон и титан.

Форма разная, П-образная или с полостью в середине. Разберем общеизвестный параметр — это конечно длина. В основном измеряется она стандартно, между серединой каретки и педалями.

Ее значения стандартные:

  • размер 160–190 мм.
  • длина 170 мм.

Подбирают длину сообразуясь с ростом, маркой велосипеда, стилем езды. Низким необходимо подбирать короткие, высоким подлиннее. Для экстрима целесообразнее использовать короткие. Так просвет дорожный увеличится и зацепиться педалью за землю будет затруднительно.

Какое крепление лучше?

Давайте сравним между собой принципы крепления и разберемся, какой и них предпочтительнее.

Тип крепления Плюсы Минусы
Клин · Недорогой и простой механизм · Низкая надежность соединения
Под квадрат · Универсальная недорогая и удобная конструкция, слабый износ элементов · Невысокая надежность и малая жесткость
Шлиц · Высокая жесткость, длительный срок эксплуатации Не универсальное крепление
Интегрированное с осью · Высокие показатели жесткости и передачи усилия · Высокая цена, средняя продолжительность эксплуатации

Размеры шатунов

При замене элемента обращайте внимание на длину рычагов шатуна. Стандартное расстояние между осью педали и осью каретки составляет от 165 до 180 мм. Горные велосипеды обычно имеют длину шатунов размером 170 мм. или 175 мм. Профессиональные велосипеды для занятия спортом оснащены шатунами, изготовленными под параметры самого спортсмена и типа соревнования. Длинные шатуны уменьшают каденс и делают конструкцию менее жесткой.

Крепление звездочек

Существуют 4 вида интервалов крепления звезд

Название стандарта Количество винтов Расстояние
Паук на пять отверстий 5 110 / 74 мм.
Микро 5 94 / 58 мм.
Стандарт MTB 4 104 / 64 мм.
Стандарт Шоссе 5 130 мм.

Важно запомнить, что кроме стандартных, существует больше количество звезд с нестандартным способам монтажа и уникальными интервалами между отверстиями для крепежа. Это, конечно, усложняет работу с элементами. При покупке новой звезды для замены убедитесь в ее полном совпадении с предыдущей деталью. Замерьте и запишите расстояние между крепежными болтами.

кроме стандартных, существует больше количество звезд с нестандартным способам монтажа

Материал изготовления шатунов

Практически все шатуны изготавливаются из алюминия. Дорогие модели могут использовать невероятное прочное и легкое углеродно-композитное волокно. Также модели высшего сегмента используют алюминиевую ковку. Это повышает жесткость конструкции благодаря улучшению структуры самого материала. Качественные шатуны и звезды изготавливаются с применением числового программного управления. Использование ЧПУ обеспечивает высокий уровень качества готового продукта. Встречаются также модели из стали и карбона.

Шатуны для моделей BMX

Для катания в стиле BMX разработаны особые шатуны, отличающиеся, например, от шатунов горного велосипеда. Примером может служить модель United Supreme v3, изготовленная специально для BMX катания.

Механизмы для такого типа катания имеют нестандартный диаметр каретки. Оси имеют микрошлицы, позволяющие фиксацию рычагов. Звездочка при этом закрепляется при помощи болта. Также встречаются модели с цельной конструкцией обоих шатунов и оси рычага.

Когда приходится снимать?

Перед тем, как правильно поставить шатуны, их нужно правильно демонтировать. Процесс требуется в нескольких ситуациях:

  • Проведение периодического обслуживания, необходимого для устранения сильных загрязнений и использования смазочных материалов.
  • Необходимость в ремонте, причем обычно это связано со срывом резьбы или сгибанием какой-либо части шатуна от серьезной нагрузки.
  • Возникновение сложностей с резьбой, например, если велосипедист сильно ее затягивает. Если же не слишком хорошо затянута резьба, то это приводит к разбалтыванию фиксации. Для решения данной проблемы часто приходится заново нарезать резьбу, выбирая подходящий диаметр. Если во время обслуживания крутить педали под неправильным углом, то это приводит к срезке граней. Поэтому поврежденные элементы нужно снять и заменить, но в некоторых случаях деталь может быть отремонтирована.
  • Замена звездочек. На современных моделях велосипеда они фиксируются не сваркой или заклепками, а специальными боноками. Звездочки – это расходные изделия, которые изнашиваются с течением времени, поэтому перестают справляться с поставленными задачами. Процесс их замены считается довольно простым и быстрым, но для этого придется снимать шатуны.

Если детали сделаны из стали, то не возникает сложности с их демонтажем. Но проблемы нередко появляются, если имеются алюминиевые изделия. Дополнительно мастера часто сталкиваются с некачественными моделями, сделанными из неподходящих сплавов или обладающими нестандартными размерами. Такие конструкции быстро изнашиваются или ломаются при незначительных нагрузках. Поэтому их нужно правильно снять, чтобы поставить более качественные модели.

Способы крепления на валу каретки

1. Клиновидный штифт — многим знакомая деталь у старых велосипедов, сейчас встречается разве что на детских двухколёсниках.

2. Квадратный торец вала — это традиционный способ крепления, при котором оба шатуна фиксируются на скошенных незаметным клином плоскостях квадратного сечения. Подтяжка на клине происходит при помощи винта или гайки, которые вкручиваются в концы вала. Места соединения всегда закрываются пластмассовым пыльником.

шатуны притянуты гайкой

Этот тип крепления применяется на старых или недорогих велосипедах: шатуны к квадратному профилю вала притянуты гайкой

шатуны затянуты болтом

Такой тип крепления можно заметить на оборудовании Shimano Deore, Alivio, Acera велосипедов средней ценовой категории: шатуны затянуты болтом с головкой под шестигранник на 8

болт в торце вала

Часто встречается и такой способ крепления, отличающийся от предыдущего тем, что болт, который вворачивается в торец вала, сделан под накидной ключ на 15

3. Шестигранный торец вала — также делается со скосом для заклинивания надеваемого шатуна.

4. Шлицевое соединение — это стандарт OctaLink: вал каретки сделан со сквозным отверстием по оси, но имеет увеличенный диаметр; торцы вала круглой формы с восьмью выступами; шатуны притягиваются большим полым болтом под шестигранник на 10; снаружи соединение закрывается пыльником. Традиционный съёмник для разборки этого соединения применить не получится, ведь ему не во что будет упереться.

крепление по стандарту OctaLink

Крепление шатунов по стандарту OctaLink на дорогом горном велосипеде, в частности у оборудования Shimano Deore LX/XT и XTR

Виды крепления

Способ замены педального рычага и сложность работы зависят от вида крепления на валу каретки:

  1. Клиновидный штифт (ромб)— устаревший способ скрепления, сохранившийся на экземплярах советского производства. Сейчас встречается только на бюджетных моделях и детских двухколесниках. При необходимости заменить такой шатун, просто откручивают гайку и выбивают скрепляющий клин, подложив на него дощечку, если не планируется его тоже менять. Поставить новый рычаг на место, отрегулировать и жестко закрепить клин, чтобы не возник люфт, но без лишнего усилия, чтобы не повредить детали.
  2. Квадрат— это классический вариант крепления, при котором оба шатуна крепятся клином на плоскостях квадратного сечения.
  3. Шестигранник— также делается со скосом или сужением для заклинивания шатуна. Увеличение количества граней на торце вала снижает нагрузку на ось каретки.
  4. Шлицевое соединение— в такой системе вал каретки выполнен со сквозным отверстием по оси, а на закругленных торцах вала выполнены восемь выступов. Чтобы разобрать такое соединение, съемник не понадобится, так как его не во что упереть. Монтируют шатуны большим полым болтом на 10 под шестигранник.

Место крепления защищают от пыли, грязи и воды с помощью пыльника — это металлическая, пластиковая или резиновая заглушка.

Итоги

Мы рассмотрели с вами виды шатунов и основные существующие стандарты. При покупке нового механизма выбирайте модели проверенных велосипедных производителей, подходящие по стандарту для вашего байка.

Размеры и материал изготовления

Размеры шатунов велосипеда выпускают различной длины, максимально подходящей не только размеру рамы, но и длине ног велосипедиста. Неправильно подобранная длина, может привести к тому, что при поворотах может произойти зацеп о поверхность дорожного полотна или за бордюр.

Также длина шатуна влияет и на каденс. К примеру, короткий шатун трудней «раскачать», но в дальнейшем, если вы любитель дальних покатушек по затяжной прямой, намного легче поддерживать скорость.

С более длинными вариантами происходит в точности до наоборот, хотя, если вы не профи и катаете в удовольствие особую разницу вы вряд ли почувствуете.

Производители дают возможность купить шатун длиной 15-18, 5 сантиметров, но и на этом выбор рычагов педалей не останавливается, так как необходимо подобрать и компонентные сплавы, из которых производят деталь.

  • сталь;
  • алюминий;
  • титан;
  • карбон.

Каждый из материалов имеет свои преимущества и недостатки, но в целом они полностью соответствуют требованиям качества. Эти четыре материала, отличает, конечно же, цена и вес и тут уж решение будет зависеть от требований, финансовых возможностей и назначения.

Более дешевые модели велосипедов оснащаются цельнометаллическими стальными шатунами, а на дорогие модели, где необходимо максимальное снижение веса устанавливают не только карбоновые или титановые варианты, но и делают их полыми.

Демонтаж без съемника

В этом случае научно технический прогресс предлагает немного вариантов.

  • Сам собой напрашивается вариант первый. Шансов снять шатун 2%. С применением высокотехнологичной кувалды и ударокомпенсирующей старой футболки желательно темного цвета. Но мы крайне не рекомендуем этот метод, т.к. несложно повредить подшипники каретки. Не смертельно, конечно, но неприятно будет из-за собственной лени менять еще и каретку.
  • Вариант второй. Срабатывание 35%. С помощью той же WD-40 тщательно обрызгиваем место крепления со всех сторон и выезжаем на прогулку с открученными болтами. При этом нужно стараться максимально нагружать шатуны. Может помочь.
  • Вариант третий. Срабатывание 100%. Берем болгарку и делаем надпил на втулке шатуна. Затем пробоем и молотком окончательно добиваем деталь. Жаль только, что после этой манипуляции ей место только на помойке…
  • Вариант четвертый. Срабатывание 100%. Ничего не делаем, садимся на велосипед и едем в ближайший магазин за съемником. Самый надежный и проверенный на практике вариант, позволяющий безболезненно снять шатуны.

Как видим, нам никуда не уйти от передовых технологий и прогрессивных методов. Даже в таком, казалось бы, пустяковом вопросе.

Замена шатуна велосипеда с помощью съемника

Пошаговая инструкция:

  1. Удалить защитную заглушку (пыльник). Ее можно подковырнуть или выкрутить отверткой.
  2. Открутить болт (или гайку), которым шатун прикреплен к оси каретки с помощью шестигранника или торцевого ключа.
  3. Вставить съемник и убрать фиксирующую гайку. Если она не поддается, то обработать ее смазочным средством.
  4. Переставить съемник в шатун другим концом и провернуть до упора.
  5. Закрутить болт гаечным ключом. Вращая винт по часовой стрелке, добиться, чтобы шатун сдвинулся с «насиженного места».
  6. Шатун выдавить с вала.
  7. Прежде чем приступить к обратному процессу, необходимо тщательно вычистить и смазать все поверхности креплений.
  8. Поместить шатун на вал и, используя съемник, надежно прикрутить.
  9. Зафиксировать соединение гайкой и защитить заглушкой от загрязнений.

Важно: Закручивать детали следует максимально крепко, иначе шатун при движении будет люфтить. В тоже время, не стоит прикладывать слишком много усилий, чтобы не испортить резьбу.

Как заменить шатун?

Провести замену рассматриваемого элемента можно самостоятельно.

Инструкция выглядит следующим образом:

  1. Для начала место контакта следует обработать раствором WD-40. Его предназначение заключается в растворении грязи и ржавчины, за счет чего упрощается разбор.
  2. Шток съемника должен быть меньше диаметра четырехгранника. В противном случае есть вероятность срыва резьбы.
  3. Болт крепления отвинчивается.
  4. Съемник ввинчивается в шатун до предела.
  5. Болт съемника должен вкручиваться аккуратно, так как в противном случае есть вероятность повреждения резьбы.

Как выбрать шатун для роторной системы?

При выборе учитываются самые различные моменты.

Примером можно назвать следующее:

  1. Тип применяемого материала при изготовлении.
  2. Размер шатуна.
  3. Тип применяемого метода крепления.
  4. Тип конструкции

Заключение

Процесс снятия и монтажа шатуна на велосипед считается простым и быстрым. Рекомендуется для этих целей пользоваться съемником, но при необходимости работа выполняется своими руками. Демонтаж требуется по разным причинам, к которым относятся поломки или обслуживание.

Нестандартные конструкции

1. Роторная система RS4X

Стандартно шатуны на велосипеде закрепляются по одной прямой линии. При этом нога велогонщика оказывается чрезмерно согнутой в колене у верхней мертвой точки. Неудивительно, что коленные суставы периодически испытывают стресс.

Кроме того, подмечено, что при вращении педалей случается такая ситуация, при которой велосипедист не может передать целиком свою силу к заднему колесу. Мертвая зона наблюдается, когда шатуны оказываются в горизонтальном положении к земле. Естественно, из-за этого снижается коэффициент полезного действия.

В роторной системе RS4X радикально решаются перечисленные проблемы. При смещении от прямой занижается верхняя мертвая точка и исключается провал момента силы в течение всего цикла вращения педалей, что обеспечивает увеличение коэффициента полезного действия.

шатуны со сдвигом

Одно из последних новшеств — роторная система, в которой шатуны устанавливаются не прямо, а со сдвигом в несколько градусов

Практика показывает, что новая схема установки обеспечивает фактический прирост мощности в 16% на трековом велосипеде. Из-за отсутствия резкого перепада нагрузки уменьшается риск возникновения боли в коленном суставе, а также растяжения сухожилий.

2. Шатуны для велосипеда с эллиптическими звездами

Эксперимент со звездочками нестандартной формы начался ещё в конце XIX века. Уже тогда знали о существовании проблемной мертвой зоны.

Впервые массовый выпуск овальных звезд под брендом Biopace открыла компания Shimano в 1983 году. Тогда в мире велоспорта было много споров о необходимости нововведения, но со временем они отпали, поскольку профессиональным велосипедистам новинка не понравилась. Термин Biopace прижился, и так называют случаи неравномерного вращения педалей. В настоящее время выпускается два экземпляра овальных звезд Osymetric и Q-rings специально для гоночных велосипедов.

Osymetric

Овальность допускается в 30%, если её величина ниже 7%, то такие звездочки можно использовать даже на велосипедах без натяжителя цепи с фиксированной передачей

Овальные звезды позволяют легче преодолевать провал в горизонтальном положении педалей. Передаточное отношение в этой точке повышается, чтобы соответствовать сниженному усилию на педали. Как результат, крутятся педали более плавно. Однако чудес не бывает, и при подъеме в горку придется попотеть, ведь из ничего ничто не получается.

Выбор

При покупке шатуна следует обратить внимание на технические характеристики и назначение велосипеда:

  • Материал. Педальные рычаги изготавливают из алюминия, стали, титана или карбона. Титановые и карбоновые детали встречаются редко, чаще в спортивных байках. Изделие может быть полностью однородным либо с алюминиевыми или титановыми вставками. Состав материала повлияет на стоимость велосипеда.
  • Форма. Производители постоянно совершенствуют формы деталей. Стальные изделия изготавливают цельными или полыми. Первые предназначены для шоссейников, а вот трубчатые устанавливают на горных и спортивных байках. Пустотелые облегченные детали не теряют жесткости и прочности.
  • Размер. Длину шатуна измеряют от оси каретки до центра педали. Она зависит от стиля поездки, роста человека и личных предпочтений. Стандартные значения установлены в интервале 145–180 мм. Значение параметра производители указывают на внутренней стороне детали. Важным показателем для велосипедистов является каденция. Это параметр, зависящий от количества оборотов за определенное время. Высокое значение он принимает у коротких шатунов. Поэтому для гоночных моделей нужны короткие рычаги, а для горных — длиннее.
  • Q-фактор. Это расстояние между плоскостями, которые описывают головки шатунов при вращении. Давление на педали будет оптимальным, если усилия прилагать перпендикулярно к поверхности. Например, у горных моделей фактор должен быть высоким. При массовом производстве байков уникальность конкретного человека учесть невозможно. Но профессиональные спортсмены стараются подбирать Q-фактор с учетом индивидуальных особенностей.
  • Популярность бренда, выпускающего велосипеды и запчасти к ним, также имеет большое значение.

Такую не сложную задачу, как замена шатуна на велосипеде можно решить самостоятельно, имея инструменты. Но для устранения серьезных неисправностей и замены узлов лучше обращаться в профессиональную мастерскую.

Выбор шатуна на основе Q-фактор

шатуна на основе Q-фактор

Есть некоторые правила, которые следует учитывать при выборе Q-фактора. За счет этого можно увеличить передаваемое усилие на 4%.

Среди особенностей отметим:

  1. Этот показатель определяет то, какое расстояние между плоскостями.
  2. Максимальное усилие передается в случае, когда педаль находится под углом 90 градусов.
  3. Если ноги расположены вблизи друг друга, то длительная поездка может создать много трудностей.
  4. РассматриваемыйQ-фактор учитывается при создании спортивного велосипеда.

Увеличенный Q-фактор свойственен горным велосипедам. Это связано с тем, что он предназначен для движения по пересеченной местности.

Выбор шатунов для эллиптической системы

шатуны

Об этой системе было известно еще в конце 19-го века, когда проводились эксперименты по изменению форм звезд со стандартного круга, на эллипс.

Неподготовленному велосипедисту будет несколько странно увидеть столь необычную форму, но для применения эллипсовидных звезд есть вполне оправданные объяснения.

Дело в том, что такая форма снижает нагрузку при подъемах в гору, а также педалировании с невысоким каденсом в сочетании с высокими передачами.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий