Центровочные кольца для дисков

Обзор проставочных колец для литых автомобильных дисков

Практически каждый опытный водитель сталкивался с процедурой замены колёсных дисков на своём «железном коне», и далеко не каждый из них выбирает для установки оригинальные изделия, так как на рынке представлен широкий ассортимент колёс от независимых производителей. Однако даже при совпадении геометрических параметров универсальные колёсные диски могут немного отличаться в части сверловки и разболтовки, и колесо может сесть на ступицу с погрешностью, устранить которую помогают проставочные кольца для литых дисков.

Что такое проставочные кольца для литых дисков

Иногда эти детали называют центровочными кольцами, так как несмотря на то, что разболтовка для всех типов дисков подведена под стандарты, во время фиксации колесо не просто надевается на шпильки ступицы, но также и садится на неё своим центральным отверстием. Именно этот параметр подходит лишь от оригинальных изделий, а в случае покупки аналога, вне зависимости от качества, практически всегда бывает больше посадочного диаметра.

Замер посадочного места на ступице

Так делают большинство брендов, чтобы колесо точно подошло на любую марку авто и никогда не было мало, а свободное пространство заполняется пластиковыми или алюминиевыми кольцами (мягкий состав изделий необходим, чтобы они не травмировали диск и иные детали транспортного средства), влияющими на эксплуатацию авто следующим образом:

  • Прежде всего, когда центровочные кольца для литых дисков полностью исключают свободу перемещения диска, он не разбалтывается, так как все крепежи остаются на своих местах, и гайки не подвергаются автоматическому ослаблению.
  • Если посадочное отверстие на диске больше, чем стержень на ступице, то на скорости свыше 80-90 км/ч водитель почувствует вибрацию в руль, что в свою очередь свидетельствует как о разрушающем действии на подвеску, так и на неравномерный износ резины из-за того, что колёса не расположены строго перпендикулярно дорожному покрытию. Те же автолюбители, которые установили центровочные кольца для дисков, избавляются от данной проблемы навсегда.
  • Кольца на ступицу для дисков – нужно ли? Как следует из предыдущего пункта, водителю не придётся слишком часто обращаться на шиномонтаж, так как его колёса не будут беспокоить ни его, ни пассажиров, и разбалансировки не произойдёт.

Замер внутреннего отверстия на диске

О чём необходимо знать

Прежде, чем рассуждать о проставочных элементах, давайте определимся с центровочными отверстиями. Есть мнение, что эти отверстия вообще не нужны, поскольку крепление всё равно осуществляется при помощи болтов и гаек, имеющих центровочные конусы. Поэтому существует мнение, что этого абсолютно достаточно, а центровочные отверстия и кольца – это вообще лишнее.

Центровочные кольца на колеса

Центровочные кольца

Для начала стоит сказать о том, что колесо – это один из немногих элементов автомашины, который можно снимать и устанавливать самостоятельно. Поэтому конструкция продумана таким образом, чтобы вы могли наделать как можно меньше ошибок, устанавливая его своими руками. Именно для этого и существует ЦО – оно помогает грамотно отцентровать ось вала при посадке. Никакие болты, шпильки и конусы сделать этого не смогут. Ведь если ось вращения колеса расходится с осью вращения вала, возникает биение, создавая очень серьёзные внештатные нагрузки и разрушая детали подвески. Если это приведёт к обычному выходу из строя – это ещё полбеды. Но вы можете потерять переднее колесо на скорости 120 км/ч – а здесь последствия могут быть гораздо более печальными.

Возникает вопрос – а для чего же тогда существуют центровочные конусы на крепёжных элементах? Ответ прост – для того, чтобы соответствующим образом зафиксировать грамотно отцентрованное колесо.

Поэтому схема вырисовывается довольно простая и логичная – сажая диск на вал ступицы, вы отцентровываете его при помощи центрального отверстия, обеспечивая необходимую точность посадки при помощи проставочного элемента. Только в этом случае можно избежать разного рода биений и отклонений. После того, как обеспечена необходимая точность посадки, вы фиксируете посадку при помощи крепёжных конусов.

Центрирующие кольца для дисков – преимущества использования

Давайте рассмотрим, какие преимущества даёт применение проставочного кольца:

  1. Повышение безопасности движения транспортного средства с несоответствием размеров центрального отверстия диска и ступицы. Это происходит потому что нагрузка переносится с крепёжных элементов на ступичный выступ, как это предполагает сама конструкция авто;
  2. Предотвращение вибрации, негативно влияющей на детали подвески, ступичные подшипники и элементы звукоизоляции. При больших нагрузках ось вращения будет оставаться на месте – вам больше не будут страшны кочки и ухабы;
  3. Отсутствие необходимости в частой балансировке колёс, что помогает ощутимо сэкономить время и финансы;
  4. Возможность избежать биения руля на скорости, которое возникает при несоответствии центрального отверстия колеса и ступицы автомобиля.

Как вы можете убедиться, центровочные кольца не просто желательны, но даже необходимы для того, чтобы обеспечить безопасность водителя и облегчить ему управление машиной.

Изготовление проставок для дисков своими руками

Чтобы получились качественные изделия, автолюбителю нужно следовать приведённой ниже инструкции по их изготовлению:

  • Изготовление проставок для дисков – с чего начать? Для начала следует замерить реальный люфт колеса при помощи штангенциркуля – для этого нужно сначала определить внутренний диаметр посадочного отверстия на диске, а потом ту же наружную величину на ступице. Далее следует из большего показателя вычесть меньший и поделить полученное значение на два – это и будет погрешность при посадке диска на ступицу.
  • Следующим шагом нужно найти пластиковую бутылку с ребристой боковой поверхностью (чаще всего от воды ёмкостью 0,5-0,6 литра). Отрезать от неё кольцо с толщиной около 10-15 мм, чтобы оно чётко подходило на выступ ступицы.
  • Автолюбитель примеряет данное изделие на посадочный вал и убеждается, что оно легко садится на него и больше на 5-15 мм в диаметре, чем стальной стержень.
  • Далее нужно взять в руки строительный фен и начать нагрев пластикового элемента. В таких случаях кольцо начнёт плавиться и сработает эффект термоусадки, в результате которого пластик плотно обожмёт металл.
  • Водитель берёт свой диск и пробует посадить его на ступицу повторно. Если это удаётся, и степень свободы у колеса пропадает, то он может смело закручивать его гайками. Если же диск продолжает болтаться, хоть и меньше, то автолюбителю следует повторить процедуру, одев новое кольцо от той же бутылки, но уже поверх первого изделия.

Пластиковые центровочные кольца

Центровочные кольца для штампованных автодисков для ВАЗ

Все посадочные отверстия дисков на ступицу для любой модели ВАЗ, начиная с самого начала их изготовления более 50 лет назад, имеют единый диаметр 58,6 мм. В связи с этим специально для продукции концерна «АвтоВАЗ» действуют целые производственные предприятия, выпускающие изделия именно на эти марки авто. Например, продукция компаний K&K или «СКАД».

В таких случаях на прилавках автомагазинов водители всегда могут найти кольца проставочные для дисков, обладающие следующими характеристиками:

  • Их диметр колеблется от 54,1 мм до 56,6 мм, чего вполне достаточно для того, чтобы отрегулировать посадку практически любого колеса на ступицу.
  • Они выпускаются либо из пластика – самые дешёвые варианты, либо из поликарбоната, который может быть подвержен воздействию высоких температур, из-за чего требуется подбирать их точно по размеру, так как термоусадку здесь произвести уже не удастся.
  • Более дорогие изделия изготавливаются из алюминия и его производных так, чтобы материал был и мягким, и не очень податливым при приложении к нему нагрузки.
  • Как правило, такая продукция на ВАЗ производится либо в Китае, либо в РФ, её стоимость составляет около 200-1000 руб.* за полный комплект из 4 колец, а главное предприятие, штампующее эти изделия – Starleks.

Как правильно выбрать материал

Теперь поговорим о том, из какого материала следует выбирать центровочные изделия. Обычно их делают из пластика и алюминия – как определить, какой материал лучше?

Выше уже говорилось о том, что центровочные элементы не несут на себе никакой нагрузки. Поэтому в плане прочности материал не выбирают – пластик стоит существенно дешевле, поэтому можно смело выбирать его. Износ таких изделий происходит при снятии и установке колеса – здесь страдает как раз точность посадки.

Итак, если вы хотите выбрать более дешёвый вариант – выбирайте пластиковые изделия, они по своим характеристикам ничуть не хуже алюминиевых. Если же вы хотите реже менять центровочные кольца после нескольких установок, можете выбрать алюминий – он прослужит несколько дольше. Хотя всё равно нужно помнить, что даже металл изнашивается – лучше всего иметь несколько штучек про запас.

Центровочные кольца из пластика

Центровочные кольца из пластика

Если вы не смогли найти проставочные элементы в продаже или просто любите трудности, их можно изготовить своими руками. Имея навыки работы на токарном станке, вы без труда справитесь с этой задачей. Однако необходимо помнить о том, что материал, из которого вы изготавливаете проставочные элементы, должен быть мягче материала дисков и ступиц автомашины. При неправильной установке биение убьёт центрующий элемент, а не ступицу или подшипник – согласитесь, это доставит гораздо меньше хлопот и расстройства.

Заключение

Производители литых дисков стараются делать свою продукцию как можно более универсальной – поэтому они выпускают их с унифицированными параметрами центрального отверстия. Благодаря этому одну и ту же модель можно использовать для разных марок автомобилей.

Однако посадка колеса на ступицу не допускает никаких отклонений в размерах – она должна осуществляться предельно точно. В противном случае возникает биение, разрушающее детали автомобиля, существенно осложняющее управление им и негативно влияющее на безопасность на дороге.

Точная установка центровочного кольца

Точная установка центровочного кольца

Для того чтобы избежать всего этого, используются центровочные кольца, обеспечивающие максимальную точность посадки. От правильного подбора и установки подобных изделий зависит срок службы транспортного средства, ваша безопасность, а также комфорт в управлении им. Многие продавцы в автомагазинах и механики автосервисов утверждают, что точное соответствие посадочного отверстия и ступицы совершенно необязательно, однако это не так.

Установка колёс в соответствии со всеми нормами и требованиями спасёт вас от опасных внештатных ситуаций на дороге и ощутимо отодвинет необходимость ремонта вашего автомобиля.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий