Суммированный учет рабочего времени водителя автомобиля

Суммированный учет рабочего времени в 2021 году

Дружелюбный, простой и функциональный онлайн-сервис для малого предприятия. Понятно директору, удобно бухгалтеру!

Рабочее время — это период, в течение которого работник должен заниматься трудовыми обязанностями, следуя правилам внутреннего распорядка и условиям трудового договора (ст. 91 ТК РФ). А работодатель обязан фиксировать время, которое отработано сотрудником фактически. Часто организации нужно установить для сотрудников специальный график и привязать к нему оплату труда, для этого применяется суммированный учет рабочего времени.

rezhim_raboty_truda_i_otdyha_voditelya_novye_pravila_2021.jpg

Похожие публикации

С января 2021 года режим труда и отдыха водителей автомобилей будет существенно изменен. Нововведения утверждены Приказом Минтранса России от 16.10.2020 № 424. Новые правила будут применяться до конца 2026 года. Особенности режима труда и отдыха водителей в 2021 году будут рассмотрены в нашем материале.

Суммированный учет рабочего времени водителя автомобиля

Рабочий режим, время перерывов и отдыха сотрудников, управляющих транспортными средствами, до 2021 года регулирует приказ Минтранса России от 20.08.2004 № 15. В этом документе предусмотрен ряд ограничений, из-за которых к ним не всегда можно применить ненормированный рабочий день для организации работы.

В п. 14 старого приказа Минтранса и п. 8 нового документа чётко определен перечень водителей, для который может быть установлен ненормированный рабочий режим (т. е. изменений в перечне с 2021 г. нет). Это:

  • трудящиеся, занятые управлением легкового автомобиля (кроме такси);
  • водители в рамках геологоразведочных, изыскательских, топографо-геодезических работ в полевых условиях.

Таким образом, для водителей грузовых автомобилей, автобусов и спецтехники, если они не участвуют в экспедициях или геологических изысканиях, такой режим работы установлен быть не может.

Сложности ненормированного режима водителей

В длительность рабочего дня водителя входит:

  • продолжительность управления автомобилем;
  • подготовительно-заключительное время;
  • время специальных перерывов для отдыха;
  • время устранения неисправностей;
  • время простоев не по вине работника;
  • иные категории времени.

Сложность в части применения ненормированного режима водителей заключается в жестком ограничении времени непрерывного вождения. Так, согласно пп. 10-14[/cplink] нового приказа Минтранса, с 2021 года можно заниматься непосредственным движением на машине:

  • не более 9 часов в течение рабочего дня при ежедневном режиме;
  • повышение длительности управления до 10 часов возможно при суммированном учете времени работы, но не более 2 раз в неделю;
  • при достижении максимального времени управления автомобилем, водитель вправе увеличить это время, но не более чем на 2 часа, в целях завершения перевозки и/или следования к месту стоянки;
  • время управления автомобилем в течение одной календарной недели не должно превышать 56 часов, в течение любых двух последовательных календарных недель – 90 часов.

Есть и другие нюансы касаемо специальных перерывов.

За нарушение указанных ограничений в п. 3 ст. 11.23 КоАП РФ предусмотрен штраф:

  • для должностных лиц – от 7000 до 10 000 руб.;
  • для ИП – от 15 000 до 20 000 руб.;
  • для организаций – от 20 000 руб. до 50 000 руб.

Для трудящихся на ненормированном режиме действует общий режим работы в компании: длительность рабочего дня, время перерывов для отдыха и питания, время междусменного отдыха, количество и очередность предоставления выходных дней, закрепленных в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном или трудовом договоре.

Периодическое разовое привлечение к труду за пределами рабочей смены оплате не подлежит, но его компенсируют предоставлением дополнительного отпуска (ст. 101 ТК РФ). Длительность такого периода дополнительного отдыха не может быть менее 3-х дней (ст. 119 ТК РФ).

Нюансы суммированного учета: вопрос — ответ

Выше мы рассмотрели общие правила ведения суммированного учета рабочего времени и его оплаты. А теперь кратко ответим на вопросы, которые чаще всего возникают при использовании СУ на практике.

Как оплачивать ночные часы, если они приходятся на смену?

Ночные часы (а это, напомним, время с 22.00 до 6.00) нужно учитывать отдельно и оплачивать дополнительно — по правилам, установленным для оплаты работы ночью. Как именно, рассказывает эта статья.

А если смены выпадают на выходные или праздники?

Выходные у работающих по сменам свои. Поэтому общие правила о повышенной оплате работы в выходной здесь не применяются. А вот с попаданием на смену праздников есть нюансы. О них читайте в этой статье.

Как быть, если по итогам учетного периода получилась переработка?

Переработка по итогам учетного периода — это сверхурочные. Для них в ТК РФ тоже есть свои правила, которые распространяются и на работников-сменников. Об этих правилах читайте здесь.

Что делать, если работник отработал учетный период неполностью?

Если работник неполностью отработал учетный период (например, болел, был в отпуске, уволился), для него рассчитывают сокращенный норматив. Для этого отнимают от общей нормы пропущенное время. Если этот усеченный норматив по итогам периода превышен, оплачивают сверхурочные, если наоборот, времени отработано меньше, оплачивают работу по факту. Отрабатывать пропущенные по уважительным причинам часы/дни сотрудник не обязан.

Перерывы во время работы

Во время работы водитель может брать различные перерывы, которые могут как включаться, так и не включаться в период работы. Рассмотрим их:

Виды перерывов

Всего существует 2 основных вида перерывов:

  • Перерыв для отдыха или обеда. Этот перерыв не включается во время работы, а применяется он только либо для приема пищи, либо для отдыха. Длительность перерыва может составлять от 30 минут до 2 часов (по договоренности автоводителя с работодателем). Если длительность рабочего дня составляет 8 часов или меньше, то перерыв предоставляется только 1 раз; если больше 8 часов — 2 раза (при этом суммарная длительность перерыва все равно не должна превышать 2 часов).
  • Короткий спец. перерыв для отдыха. Этот перерыв включается во время работы, а применяются он только для отдыха автоводителя. Первый спец. отдых можно взять спустя 4 часа непрерывной езды, потом — через каждые 2 часа. Длительность спец.перерыва составляет ровно 15 минут.

График перерывов работы

Чтобы разобраться с перерывами, давайте рассмотрим популярный график, который очень часто применяется отечественными автоводителями:

Таблица графика работы водителей

Перерыв для обеда не включается в рабочее время, хотя это удлиняет рабочий день. При этом человек берет спец.перерыв для отдыха (15 минут) после повторной езды — и этот период включается в рабочее время.

Порядок оформления ненормированного рабочего дня водителя

Существенных отличий в процедуре документального оформления ненормированного режима водителей с 2021 года нет. До его ведения работодатель обязан закрепить в локальном акте перечень должностей, для которых он возможен. Ненормированное время может быть введено как при приеме на работу, так и впоследствии – для уже трудящегося сотрудника.

Поскольку режим труда и отдыха – это обязательное условие трудового договора, оно должно быть включено в его текст при приеме. Если сотрудник уже трудится в компании, подобное обстоятельство указывают в дополнительном соглашении к трудовому договору.

Применение тахографов

С 1 января 2021 года режим труда и отдыха водителя по тахографу будет полностью совпадать с режимом, который утвержден для остальных групп водителей. Нормы действующего сейчас Приказа Минтранса № 15 от 20.08.2004 и нормы ЕСТР (применяются для международных перевозок) существенно отличаются. Но после вступления в силу Приказа № 424 разночтения исчезнут.

Тахографы применяются для непрерывной регистрации данных о скорости и маршруте движения, продолжительности управления автомобилем и отдыха водителя. Требования к тахографам регламентируются Приказом Минтранса России от 28.10.2020 № 440, их необходимо учитывать при разработке графика работы.

Оплата труда при суммированном учете

При суммированном учете организация оплачивает работу так, как считает для себя целесообразным. Можно установить часовые тарифные ставки или ввести должностные оклады. Размеры выплат прописываются в коллективном договоре или Положении об оплате труда. Оклад прикрепляется к той норме времени, которую сотрудник должен отработать в учетный период. В таком случае переработки будут означать рост зарплаты.

Когда человек отработал по графику за месяц все свои дни, он получает свой оклад и недоработки не возникает. По окончании учетного периода смотрите только переработку — ее оплачивайте в повышенном размере.

Фиксированная тарифная ставка очень удобна при суммированном учете. Начисление зарплаты в таком случае делается по простой формуле: Отработанные часы × Тарифная ставка.

Пример применения фиксированной ставки

В компании введен суммированный учет рабочего времени, учетный период — месяц. Сотрудник работает по часовой тарифной ставке 200 рублей. Он работает на сменном графике по 14 часов 2 дня через 2. За месяц он отработал 14 рабочих смен, итого 196 часов. Заработная плата за месяц составит 196 × 200 = 39 200 рублей.

Итоги

Суммированный учет рабочего времени используется при сменном, вахтовом графике, а также в режиме гибкого рабочего времени. Система расчета заработной платы зависит от протяженности учетного периода и может базироваться на месячном должностном окладе либо на часовой тарифной ставке.

Как накажут компанию, если не соблюдать новый режим труда и отдыха водителей

Отвечать за неисполнение нового приказа будет не только работодатель, но и сам водитель. Административная ответственность водителей, работодателей и ответственных должностных лиц за нарушение режима труда и отдыха предусмотрена статьей 11.23 Кодекса об административной ответственности.

К ответственным должностным лицам относятся: руководитель организации, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, а также ответственный за техническое состояние транспортного средства и диспетчер.

· на водителя в размере от 1500 до 2000 рублей;

· на должностных лиц от 7000 до 10 000 рублей;

· на ИП от 15 000 до 20 000 рублей;

· на юридическое лицо от 20 000 до 50 000 рублей

Водителя оштрафуют только если в организации разработан и утвержден режим труда и отдыха.

В остальных случаях ответственность будет нести только работодатель

Обратите внимание! Работодателю запрещено оплачивать штрафы вместо водителя. Водитель в данном случае является гражданином, и должен выплачивать административный штраф лично, со своих счетов. Согласно ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должно оплатить лицо, привлеченное к административной ответственности в срок не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

Если работодатель компании может каким-либо образом, как правило, из прибыли, возместить работнику его потери, то для бюджетных организаций подобное действие является нецелевым использованием, и ни один главный бухгалтер не пропустит такое нарушение.

Как ввести суммированный учет рабочего времени?

Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка (ч. 4 ст. 104 ТК РФ). Этот локальный акт в силу ст. 190 ТК РФ утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, определенном ст. 372 ТК РФ. Именно в правилах следует указать продолжительность учетного периода, а также перечень должностей работников, в отношении которых возможно введение суммированного учета.

Если изначально суммированный учет установлен не был, в правила внутреннего трудового распорядка необходимо внести изменения на основании приказа руководителя и в порядке, предусмотренном для их утверждения, то есть с учетом мнения представительного органа работников. Кроме того, если суммированный учет определяется работнику в течение его трудовой деятельности, об этом работника следует уведомить за два месяца согласно ст. 74 ТК РФ, так как внесение изменений связано со сменой режима работы.

Водители скорой медицинской помощи работают в сменном режиме или по скользящему графику. При этом для них вводится суммированный учет рабочего времени. Для того чтобы определить величину отработки нормы рабочего времени или переработки, применяют табель учета использования рабочего времени – форма 0504421 и путевой лист.

[1] «Об утверждении Порядка исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю».

Командировки при суммированном учете

Если сотрудник был в командировке в течение отчетного периода, нужно уменьшить его норму рабочего времени.

По стандартным правилам норму уменьшают при отсутствии сотрудника на работе, например во время болезни или отпуска. Однако в период командировки сотрудник все же выполняет свои обязанности, хоть и находится не в месте постоянной работы. По мнению Минтруда норму уменьшать все-таки надо, так как фактически сотрудник отсутствует на рабочем месте.

Вместе с тем время командировки не нужно учитывать при подсчете фактически отработанного времени для сравнения его с нормой. Это объясняется тем, что в периоде командировки за сотрудником сохраняется средний заработок, но не выплачивается зарплата.

Ответственность для нарушителей режима

Законодательством предусмотрена ответственность за нарушение режима труда и отдыха водителей. Отвечать придется и водителям, и их работодателям. Размер штрафа указан в ч. 3 ст. 11.23 КоАП РФ:

  • для водителей – 1,5-2 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – от 7-10 тыс. руб.;
  • для ИП – 15-25 тыс. руб.;
  • для юрлиц – 25-50 тыс. руб.

Кроме того, работодателям и ответственным должностным лицам будут грозить штрафные санкции в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение норм трудового законодательства. Нужно отметить, что штраф за режим труда и отдыха водителей организации и должностные лица будут уплачивать только в том случае, если они утвердили график работы с нарушением законодательных норм.

Перерыв между ежедневными сменами водителя

Как уже было сказано ранее, ежедневный отдых — это период отдыха между рабочими сменами. По закону у водителей длительность перерыва между ежедневными сменами определяется так:

  • Если применяется схема ежедневного учета времени. В таком случае длительность отдыха определяется по формуле: (2 X РВ) — ОП. РВ — это рабочее время без учета обеда, а ОП — обеденный перерыв. Например, вы работали с 10 до 18.30 часов — и при этом у Вас был перерыв на обед длительностью 30 минут. Подсчитаем длительность отдыха по формуле: (2 x 8 часов) — 30 минут = 15 часов 30 минут. Иным словами, следующий рабочий день можно начаться не ранее 10 часов следующего дня.
  • Если применяется схема суммарного учета времени. В данном случае длительность ежедневного отдыха должна составлять не менее 12 часов для всех основных ситуаций. На городских и пригородных автобусах — не менее 9 часов, на междугородных — не менее 11 часов. После завершения рейса водители должны также получить дополнительный полноценный отдых.

Перерыв между сменами

Оформление суммарного учета на производстве

Организация должна разработать и утвердить график работы сотрудников, для которых введен суммированный учет. График утверждается приказом руководителя, сотрудники знакомятся с графиком по правилам внутреннего распорядка.

Нужно понимать, что если график не установлен, то по закону сотрудник должен работать согласно общему рабочему режиму, который принят в организации. И тогда часы, которые он отработал сверх предусмотренной общей нормы, считаются переработкой, которая должна оплачиваться в соответствии с Трудовым кодексом.

Учитывайте рабочее время в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия: он подходит для всех видов учета рабочего времени. В Контур.Бухгалтерии легко начислять зарплату, вести бухучет, платить налоги и отправлять отчетность.

Общая таблица труда и перерывов для отдыха водителей в 2021 году

График труда и отдыха в 2020 году составляется работодателем по стандартным правилам. Распределение рабочих часов работодатель выполняет по своему усмотрению, в соответствии с требованиям законов. Для городских и пригородных перевозок чаще всего применяется такая таблица работы:

Общая таблица графика работы водителей

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий