Приказ минздрава о предрейсовых медосмотрах водителей

Содержание

Все про предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей – порядок проведения

В 2020-2021 внесено много поправок в нормативы, регулирующие Правила для перевозчиков. Новые требования заставляют транспортные компании пересмотреть условия работы водителей: порядок ведения документации, прохождение предрейсового технического контроля автотранспорта; медицинского — работников. Руководствуются Законами и правовыми актами РФ.

Обратите внимание: Основные нормативы претерпели изменения. С последними поправками 2019-2022 завершается 20-летний этап реформ в медицине, затрагивающий сферу деятельности организаций, эксплуатирующих транспортные средства.

Как вести журнал предрейсового медицинского осмотра водителей

Журнал регистрации предрейсовых медицинских осмотров водителей — это документ учета, в котором фиксируются данные о проверке состояния здоровья работников, осуществляющих управление транспортными средствами, перед началом работы. Это обязательное требование для всех перевозчиков.

Обучение медицинских работников для проведения медицинских осмотров водителей автотранспорта

Курсы медицинских работников Медосмотры водителей

В Приказе четко разделяются такие виды осмотров, как предварительные, периодические, предрейсовые и послерейсовые.

Предварительные осмотры водителей проводят при приеме на работу. Предрейсовые осмотры проходят все водители кроме водителей экстренных оперативных служб. Послерейсовые – только те, кто перевозит пассажиров (водители такси, автобусов) и опасные грузы (спецавтотранспорт).

В этом же приказе определяется требования к проведению таких осмотров, в первую очередь требования к медицинским специалистам и организациям. Порядок проведения медосмотра:

  • 1. Жалобы водителя
  • 2. Визуальный осмотр
  • 3. Измерение температуры, давления, пульса
  • 4. Признаки опьянения
  • 5. Процент алкоголя в крови
  • 6. Наличие ПАВ (психоактивных веществ).

Медицинские осмотры получение сертификата специалиста

Медицинские осмотры водителей автотранспорта проводятся в организациях, имеющих транспортные средства, независимо того, находится ли оно в собственности компании либо во временном пользовании на основании договора аренды (с экипажем или без него). Прохождение медосмотра обязательно также и для ИП, которые самостоятельно управляют транспортным средством.

Ответственность за проведение медицинских осмотров водителей автотранспорта

медосмотры на транспорте 3

Для медицинских работников – от 2000 до 3000 руб. Для водителя – от 1500 руб. Но если в результате недобросоветсного проведения осмотра случилось ДТП и были жертвы, то размеры штрафов и меры наказания варьируются.

Кто проводит медицинский осмотр водителей?

Проводить осмотр может только медицинский персонал, который прошел специальный курс обучения и получил соответствующий сертификат/диплом.

Курсы медосмотры водителей

Как пройти обучение медицинским специалистам?

Обучение специалистов по медицинскому осмотру водителей

Обучение по направлению можно пройти в Современной научно-технологической академии (СНТА).

Кто обязан проводить предрейсовые медосмотры: разбираем три спорные ситуации

При участии Михаил Пархоменко

Транспортные организации давно уже привыкли к необходимости проводить предрейсовые медицинские осмотры этой категории работников. А вот в организациях, где штатных водителей нет, считают, что им-то предрейсовые медосмотры ни к чему. Но так ли это на самом деле? Например, должен ли проходить такой осмотр ИП, который сам водит машину? А работники, которые используют личный транспорт и получают за это компенсацию? Или сотрудник отдела продаж, эпизодически выезжающий на корпоративном транспорте на торговые точки? Давайте разберем каждую из этих ситуаций подробнее.

Законодательство и нормативы, регулирующие порядок предрейсового медосмотра водителя

  1. Закон о Безопасности Дорожного Движения с многочисленными изменениями от 30.07.19 г. № 196-ФЗ, статьи 20 и 23.
  2. Медицинские осмотры некоторых категорий работников: ст. 213 ТК РФ № 197-ФЗ от 30.12.01 (в новой редакции действует с 13.08.20 г.).
  3. Порядок проведения предрейсовых, предсменных, послерейсовых, послесменных медицинских осмотров водителей: Приказ Минздрава РФ № 835н от 15.12.14 г. (с новыми поправками выйдет в конце I квартала 2021 г.).
  4. Закон об охране здоровья граждан (соблюдение врачебной тайны ст. 13; виды медосмотра, диспансеризация: ст. 46 п. 2; части 4-5) РФ № 323-ФЗ от 21.11.11 г. в последней редакции, действующей с сентября 2020 года.
  5. Статья 94. Закона № 242-ФЗ от 29.07.17 г. Сведения о лицах, … в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования.

Обратите внимание: 22 пункт норматива (№ 242-ФЗ ст. 94) изменят в 2022 году на основании Закона № 439-ФЗ от 25.12.18 г.

  1. Минтранс РФ утвердил Положение №15 на основании Федерального Закона №197-ФЗ (30/12-01 г.) ТК РФ; ст. 329 об учете отдыха и рабочего времени водителя. В новой редакции вступил в силу 13/08-20 г.
  2. Приказ Минздрава России от 14.07.2003 № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения»: В приложении 7 и 8 приводится список изучаемых тем при подготовке медработников по ПМО и освидетельствованию на алкоголь. Каждый курс занимает 36 часов, в совокупности — 72. Возможно дистанционное обучение.
  3. Часть 3 статьи 19 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

О приказе

Приказ о предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотрах

Приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н утвержден порядок проведения осмотров водителей.

Что регулируется правовым актом:

  • Устанавливается порядок проведения.
  • Регламентируются требования о прохождении.
  • Регулируется, в какое время проводятся осмотры. на проведение осмотров водителей.
  • Кто должен организовать и контролировать прохождение медосвидетельствования.
  • Что должно проверяться на комиссиях.
  • Если обнаружены отклонения, то, как поступить.
  • В каких документах отражается проведение медосмотра.
  • Куда заносятся сведения о результатах.
  • Правила ведения журналов.
  • Как поступить, если обнаружено заболевание.

Требования нормативного акта должны выполняться медицинскими организациями и предприятиями, имеющими в штате автоводителей.

Что такое медосмотр водителей

Во время процедуры проводится детальное обследование сотрудника, позволяющее определить, насколько он готов к выполнению своих непосредственных обязаннос-тей. Выполнение определяет приказ 835н о предрейсовых медосмотрах водителей.

По закону медицинский осмотр устраивает начальник или назначенный им сотрудник.

Приказ 835н о предрейсовых медосмотрах водителей

Такие обследования бывают трех разновидностей:

  • предварительные;
  • периодические;
  • предрейсовые и после его завершения.

Все финансовые затраты по организации несет предприятие. Для самого работника это бесплатно. На период медосмотра за сотрудником сохраняется средняя зарплата.

Предварительный осмотр проводится до официального оформления. Соискатель получает направление на прохождение процедуры. Помимо этого водителю требуется гражданский паспорт и паспорт здоровья (если есть), решение врачебной комиссии с итогами психиатрического исследования.

Послерейсовые осмотры и посещение врача нужны, чтобы иметь возможность выявить:

  • отравления;
  • симптомы вредных производственных факторов;
  • профзаболевания в острой стадии;
  • характерные признаки любой разновидности опьянения.

Ответственные

За проведение данных медосмотров, их прохождение всеми без исключения сотрудниками, которым это положен, ответственность несет работодатель. Невыполнение грозит штрафом, лишением лицензии и даже уголовным делом.

Приказ № 835н о предрейсовых медосмотрах водителей

Главная особенность приказа Минздрава РФ № 835н в том, что он регламентирует проведение не только предрейсового, но и предсменного, послерейсового и послесменного осмотров сотрудников. Согласно этому приказу предрейсовые медосмотры обязательны для всех водителей, кроме тех, которые работают на машинах экстренных служб — для них обязательны только те медосмотры, которые относятся к предсменным. В свою очередь, послерейсовые медосмотры обязательны для тех водителей, которые осуществляют перевозку пассажиров, а также опасных грузов. Минздрав также предписывает проходить предрейсовые и послерейсовые осмотры ИП, которые самостоятельно оказывают услуги по перевозке.

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли у вас проводится предрейсовый медосмотр. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

О видах осмотров

Виды медицинских освидетельствований для безопасности езды на дорогах :

  1. Прохождение медкомиссии для всех будущих водителей.
  2. Освидетельствование, связанное с заменой водительского удостоверения, у которого истек срок действия.
  3. По прохождению срока, связанного с возрастом автолюбителя.
  4. Проведение внеочередного осмотра обязательно.
  5. Медосмотры перед заступлением на должность, а также внеочередные, периодические и плановые.
  6. Для шоферов предусмотрены осмотры следующего характера:
  7. Для тех, кто получает удостоверение на вождение в первый раз.
  8. При замене прав проводится освидетельствование.
  9. После лишения водителя его удостоверения.
  10. Прохождение обязательного освидетельствования.
  11. Проведение медосмотров дважды в год.
  12. Предрейсовые и послерейсовые медосвидетельствования.

Разные виды осмотров подходят для разных обстоятельств и проходить их все, чтобы управлять средством передвижения, не обязательно.

Проверять на своей территории или в больнице

На крупных предприятиях система медосмотров отлажена. А вот небольшим фирмам сложно выполнить требования закона, т.к. не хватает средств на покупку спецоборудования, обустройство медкабинета или содержание квалифицированного медика в штате. Предлагаем разобрать несколько вариантов, которые подойдут и большим предприятиям, и ИП.

Заключить договор с медицинской организацией. У нее должна быть лицензия на проведение медосмотров. Если водителей в штате не много, они могут приезжать на осмотр в медицинскую организацию сами. Если много — работодатель договаривается с фельдшером больницы о медосмотре на своей территории. В таком случае на автопредприятии понадобится специальный кабинет, оборудование и др. Подробнее об этом рассказываем ниже.

Устроить в штат медицинского работника. Осмотр водителей можно доверить штатному фельдшеру автопредприятия. Однако одного медобразования специалиста будет недостаточно. Он должен пройти дополнительное обучение и получить сертификат с правом проводить медосмотры.

Самим получить лицензию на проведение медосмотров. Это требует денежных вложений на специальный медкабинет и оборудование. С другой стороны, автопредприятие сможет проводить медосмотры для других организаций и дополнительно зарабатывать.

Обязательность медосмотра водителей

Работодатель обязан организовать осмотр водителей перед выездом в рейс для выявления признаков воздействия на организм вредных и (или) опасных производственных факторов, а также состояний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей. К таким состояниям законодатели относят:

  • алкогольное опьянение;
  • наркотическое опьянение;
  • иное токсическое опьянение;
  • остаточные явления такого опьянения.

Это значит, что даже после употребления алкоголя накануне садиться за руль нельзя. Кроме того, недопустимо управление автомобилем в состоянии болезни — от простуды или повышения артериального давления до обострения хронических заболеваний. Их признаки выявляет человек, имеющий медицинское образование. Для фиксации состояния работника при проведении предрейсового медицинского осмотра медицинские работники заполняют специальный журнал, в котором указывают все исследованные параметры и фиксируют время выполнения процедуры.

Обязанность проводить медицинские осмотры распространяется на любую организацию или ИП, эксплуатирующие транспортные средства, и не зависит от осуществляемого вида деятельности и количества штатных работников. Если в штате есть даже один «офисный» водитель или ИП работает на грузоперевозках самостоятельно, все равно необходимо позаботиться о проведении медосмотров перед выездом (речь идет о коммерческих грузоперевозках, если ИП везет сам себя или для себя, медосмотр не нужен).

Предрейсовые медосмотры

Проведение таких обследований – основа выполнения безопасных рейсов, наравне с техническим осмотром транспортных средств.

Что это?

Приказ по предрейсовым осмотрам обязывает работодателя организовывать их перед каждым выходом сотрудника на линию. Это оценка его состояния, организованная непосредственно перед тем, как человек приступит к своим профессиональным обязанностям. Время, потраченное на медосмотр, считается рабочим.

Детальная информация видна на видео:

Кто их проводит?

Эту деятельность может выполнять только организация, прошедшая лицензирование. Персоналу проходит специальное обучение. В качестве подтверждения каждому медработнику выдается сертификат.

Согласно приказу 853н о предрейсовых медосмотрах водителей, есть три варианта их проведения:

  1. Осматривать водителей может штатный работник, обладающий сертификатом. Получать лицензию не требуется.
  2. Привлечение сторонней организации, которая будет сотрудничать на основании договорных отношений.
  3. Предприятие самостоятельно получает лицензию, чтобы его работники могли проходить осмотры. Этот способ используется на крупных заводах.

Кто их проходит?

Справка о выполнении периодических осмотров должна быть у водителей, а также у бизнесменов, специализирующихся на транспортировке грузов на собственном ТС. Для работников в возрасте до 21 года определяется особый срок. То есть осмотры должны быть ежегодными.

Цели и задачи

Порядок проведения предрейсовых медосмотров водителей

Главное – вынести заключение о здоровье работника.

Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей по приказу Минздрава призваны исключить возможность переутом-ления, установить, есть ли признаки опьянения, врожденные проблемы со здоровьем.

Это позволяет гарантировать безопасность участников дорожного движения, понять, способен ли сотрудник выдерживать подобную нагрузку. Освидетельствование проводится по строгим критериям, ведь медики берут на себя ответственность за жизнь человека.

Нововведения

Последние изменения появились в декабре 2018 года, когда начал действовать приказ Минтранса Российской Федерации номер 296.

Документ предполагается использовать:

  • когда за смену осуществлен единственный рейс;
  • время поездки больше, чем длительность определенной смены, прописанной в договоре.

Если на транспортном средстве трудятся два сотрудника или больше, контрольная отметка определяется до начала работы самого первого из них.

Также введены осмотры до и после смены. Исключение делается для сотрудников экстренных служб. Они обязаны показаться врачу только до смены, так как время выезда не регламентировано.

Работники, использующие личный транспорт

Идем дальше. Следующая «спорная категория» — работники, использующие личный транспорт в служебных целях. Эту ситуацию регулирует уже пункт 3 статьи 23 Закона № 196-ФЗ о безопасности дорожного движения. А он сформулирован таким образом, что под его действие подпадают «лица, принимаемые на работу в качестве водителей транспортных средств». Проще говоря, наемные сотрудники, в чьи должностные обязанности входит управление транспортными средствами. При этом основной документ, по которому законодательство отличает этих сотрудников от всех других лиц, управляющих автомобилем, — это наличие у них путевого листа.

Получается, что в ситуации, когда сотрудник управляет своей собственной машиной, но делает это в интересах организации с согласия и ведома работодателя, вопрос о предварительном медосмотре будет зависеть от двух факторов. Первый — трудовая функция этого работника. Чтобы подпадать под предрейсовый медосмотр, в обязанности работника, которые закреплены трудовым договором или должностной инструкцией, должно входить управление транспортным средством. Если этого нет, то вопрос о предрейсовом медосмотре отпадает сразу.
Но даже в отношении «водителей по должности», важен еще факт наличия путевых листов на передвижение автомобилей, которыми они управляют. Как правило, в отношении личного транспорта путевые листы не оформляются. А значит, нет необходимости проводить предрейсовые медосмотры.

Есть еще один аргумент, позволяющий не проводить предрейсовые медосмотры в рассматриваемой ситуации. В Методических рекомендациях по проведению предрейсовых медосмотров говорится, что организовать и в обязательном порядке проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей нужно в каждой организации, имеющей автотранспорт. Получается, что если в организации нет ни одного автомобиля, то такой обязанности у нее нет. Даже если в итоге у нее имеются в штате водители, которые каждый день разъезжают на своих автомобилях с путевыми листами!

Периодичность

Чтобы знать, кому обязательно проходить медосвидетельствования, достаточно воспользоваться следующей информацией:

  • Для тех, кто впервые принимается на работу, чтобы водить технические средства передвижения.
  • Если гражданин трудится на предприятии с автотранспортом, то на протяжении всего времени он обязан проходить медкомиссию, исключение составляют сотрудники, которые выезжают на трассу по отдельному вызову.
  • Если трудовая сфера связана с перемещением опасных грузов или пассажиров, то прохождение медкомиссии обязательно.
  • Частным предпринимателям, если их деятельность связана с перевозками грузов.

О периодичности медосмотров водителей

Получается, что медосвидетельствования нужно проходить всем работающим на транспортных средствах. Медосвидетельствование нужно проходить одни раз по приему на автотранспортное предприятие.

Как часто проводятся осмотры:

  1. Если сотрудник трудится, то раз в два года он должен пройти освидетельствование.
  2. Перед выходом в рейс он должен пройти медосмотр, но имеются исключения — это сотрудники оперативных групп.
  3. Послерейсовый осмотр проходят лица, которым по направлению деятельности нужно перевозить опасные грузы или пассажиров.
  4. Внеочередные освидетельствования проводятся для лиц, работающих на авто. Если обнаружены отклонения по здоровью, то нужно пройти медосмотр этого направления.

Прохождение всех видов осмотра положено за счет средств администрации предприятия. Если транспортное средство используется для личных нужд, то раз в десять лет следует проходить медицинских специалистов, чтобы подтвердить состояние здоровья.

Требования

К специалистам и предприятиям, которые проводят медосмотры, предъявляют строгие критерии, которым они обязательно должны соответствовать.

К организации, которая проводит медосмотр

Требования установлены Минздравом. Организации следует иметь соответствующую лицензию, разрешающую проводить осмотры, а также специализированных сотрудников.

К кабинету

Оснащение специального помещения должно соответствовать установленному порядку. Площадь кабинета от 12 квадратных метров.

Из обязательного оборудования:

  • набор на случай резкого ухудшения самочувствия (отравления медью, другого недуга);
  • кушетка для полноценного обследования;
  • алкотестер;
  • два стула – для врача и посетителя;
  • стол;
  • лампа для работы при отсутствии естественного освещения;
  • градусник;
  • сейф для лекарственных препаратов, которые находятся на особом учете;
  • тонометр;
  • тесты для установления опьянения.

Помимо этого должна присутствовать вода, отопление. Проводится проверка освещения на соответствие нормативам. Если не существует возможности организовать такие условия у себя на производстве, необходимо гарантировать транспорт, чтобы доставить сотрудников до поликлиники.

Как проводить осмотр

Если медосмотры проходят на территории автопредприятия, работодателю нужно подготовить специализированный кабинет от 12 кв. м. с двумя комнатами: для отбора биологических образцов и самого медосмотра. Помещение должно иметь оборудование, которое прописано в Приложении № 2 к Письму Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32.

Проводить осмотры медработник должен тоже в определенном порядке (Приказ Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н):

  1. Расспросить водителя о жалобах и недомоганиях.
  2. Провести визуальный осмотр.
  3. Проверить артериальное давление, пульс, температуру тела.
  4. Понять, есть ли у водителя алкогольная, наркотическая и другая интоксикация.

Если у врача возникают сомнения, он направляет шофера на дальнейшее обследование. От рейса водитель будет отстранен при учащенном пульсе, повышенном давлении, наличии в крови алкоголя и наркотиков.

Если водитель не пришел на медосмотр, отказался его проходить или уклоняется от этой процедуры, работодатель не имеет права выпустить его в рейс.

Бухгалтер на выезде

Перейдем теперь к случаю, когда работник время от времени управляет корпоративным транспортом. Например, бухгалтер раз или два в неделю объезжает филиалы компании и проверяет там работу ККТ. Доказать, что такому бухгалтеру не нужно проходить предрейсовый медосмотр, сложнее всего. Ведь тут выполняется условие о том, что автомобиль принадлежит организации. Да и путевой лист в этом случае, скорее всего, будет. Остается только апеллировать к тому, что и в пункте 3 статьи 23 Закона № 196-ФЗ, и в методичках Минздрава речь идет о профессиональных водителях — «лицах, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств». А сами медосмотры проводятся «перед началом рабочей смены водителей».

В нашем же случае бухгалтер ну никак не является «лицом, принимаемым на работу в качестве водителя». Да и «рабочая смена водителя» у него не начинается, поскольку работает он бухгалтером.

Положение о проведении

По медосмотрам разрабатывается положение.

Пункты, содержащиеся в документе:

  1. На основании каких нормативных актов оно разработано. Сюда прописывается наименование законодательства о безопасности езды на транспорте.
  2. Чем регламентирован порядок прохождения: письмо Минздрава.
  3. Кем проводятся осмотры. Осмотры проводятся медучреждениями, на основе заключенных договоров. Последние должны иметь лицензию на осуществление данного вида деятельности.
  4. Осмотры должны проводиться в соответствующих условиях, то есть работодатель должен специально оснастить кабинет.
  5. Прохождение медосмотра полагается перед выездом в рейс водителя.
  6. Какова цель проведения медосвидетельствования: какие вредные факторы воздействуют, позволяет ли состояние здоровья работать в таких условиях, что нужно предпринять, нужны ли дополнительные обследования водителей авто.
  7. Описание порядка проведения. Измерение уровня давления, осмотр глаз визуальный, проверка пульса. Выявляются признаки по алкогольному опьянению: на наличие алкоголя, наркотиков или обнаружения токсических веществ в организме. Какое количество алкоголя содержится в воздухе, выдыхаемом сотрудников АТП, имеются ли вещества, влияющие на психику человека в моче.
  8. Описываются все обстоятельства, влияющие на допуск к работе: нет жалоб на состояние здоровья, отклонение заболеваний тоже не существует, организм нормально функционирует. Признаков отсутствия приема спиртосодержащих напитков нет, нет приема наркотиков и иных возбуждающих психику веществ. Сон и отдых водителя не был нарушен. Если вопрос о допуске к авто решен, то учитывается группа риска, сведения по возрасту, стаж по данной профессии, какой характер и условия работы. Для больных гипертонией учитывается норма артериального давления, с учетом результатов замеров не меньше десятка раз.
  9. Специалистом заносятся сведения в два документа: журнал учета данных по медосвидетельствованию и в путевой лист водителя. Инициалы и фамилия сотрудника указываются в штампе.
  10. При каких обстоятельствах нельзя допускать водителя к работе: если имеется временная нетрудоспособность, на наличие алкоголя в крови выявлена положительная проба, признаки воздействия наркотических веществ, если водитель принял лекарственные продукты, влияющие на качество вождения средством передвижения.
  11. Когда нетрудоспособность установлена, то заполняется три документа: сведения заносят в журнал предрейсовых осмотров; водителю выдается справка в произвольном формате, в которой описывается время прохождения, дата, цель по направлению, указывается первоначальный диагноз, какая медицинская помощь была оказана.
  12. Если обнаружен алкоголь в крови, то данную информацию следует внести: в специальный журнал осмотров перед рейсом; заполнить протокол по контролю трезвости в трех экз., одни из них остается у медиков, второй — у заказчика, а третий выдается сотруднику.

Порядок проведения процедуры

Существует несколько основополагающих составляющих для организации осмотра:

  1. Медик выясняет, есть ли жалобы.
  2. Непосредственно сам осмотр.
  3. Измерение АД.
  4. Оценка симптомов опьянения, употребления препаратов, воздействующих на психику.
  5. Установление количества спиртного в крови, что измеряется специальным прибором.
  6. Обследование окулиста.

Как проводится предрейсовый медосмотр водителей

Также водителя обязательно спрашивают о психическом состоянии.

Если имеется гипертоническое заболевание, должны быть определены рамки, когда разрешается выпускать сотрудника на работу.

После полученных анализов происходит заполнение необходимых документов, выносится вердикт о годности или существовании препятствующих факторов.

Порядок проведения осмотров работников

Предрейсовый контроль проводят до начала рейса в следующих случаях:

  • за одну смену (рабочий день) выполняется только один рейс;
  • длительность рейса превышает продолжительность смены (рабочего дня) водителя.

Предсменный контроль проводят до начала смены, если водитель за смену (рабочий день) совершает несколько рейсов.

Оба вида контроля необходимо проводить до выезда ТС со стоянки. Если на одном транспорте посменно работают несколько водителей, время для контроля — до начала рейса или смены (рабочего дня) того из них, кто первый выезжает со стоянки.

Водители должны проходить не только предрейсовые, но и предсменные, послерейсовые и послесменные медосмотры у медработника. Исключение составляют шоферы машин экстренных служб (пожарная, скорая, аварийная газовая служба или водоканала). Такие сотрудники должны в обязательном порядке показаться врачу только перед началом смены, поскольку выезд в рейс у них происходит незапланированно. После возвращения из рейса врач обязательно осматривает водителя, который осуществлял перевозку пассажиров или опасных грузов. Все остальные шоферы после завершения работы врачу не показываются. Все данные заносятся в специальный журнал медосмотров.

Как сделать отметку в путевом листе

Итоги обследования фиксируют в двух документах: журнале осмотров и путевом листе.

В путевом листе медработник указывает дату, время проверки, ставит подпись с расшифровкой (приказ Минтранса России от 11.09.2020 № 368). Штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» ставится, если этой фразы нет в бланке путевого листа (п. 16 Порядка проведения медосмотров, утв. приказом Минздрава от 15.12.14 № 835н).

Как ставить отметку о медосмотре в путевом листе

Если водитель выходит в рейс без отметки врача в путевом листе, то надзорные органы в случае проверки выпишут штраф по ст. 11.32 КоАП РФ либо по ст. 5.27 и 12.32 КоАП РФ.

Штрафы за отсутствие осмотров

В заключение поговорим об ответственности. Ведь именно на размер штрафов чаще всего ориентируются в тех случаях, когда законодательство сформулировано невнятно. Итак, что же будет, если организацию или предпринимателя обвинят в нарушении правил проведения предрейсовых медосмотров, а доказать свою правоту им не удастся?

Ответственность за это предусмотрена в специальной статье КоАП РФ — 11.32. Данная статья предусматривает ответственность именно за нарушение порядка проведения обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров. В качестве наказания предусмотрен штраф для юридических лиц и предпринимателей в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей. При этом протоколы по данному нарушению составляют должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, а рассматривают эти дела исключительно суды. Срок давности по этому нарушению составляет два месяца.

Таким образом, ни налоговая, ни трудинспекция, ни ГАИ наказать организацию (предпринимателя) за данное нарушение не могут. Более того, поскольку в КоАП РФ имеется специальная статья, предусматривающая ответственность именно за предрейсовые медосмотры, то наказать организацию, допустившую это нарушение, по другой статье (за нарушение трудового законодательства или ПДД, например) уже нельзя.

Проверки же Минздрава и подведомственных ему «надзоров» для обычной организации большая редкость. А если таковая и случится, срок давности по данным нарушениям играет в пользу налогоплательщиков. Особенно с учетом того, что решение по делу должен будет принять суд.

Кто должен проводить предрейсовый медосмотр водителей по закону

Осуществлять медицинский контроль состояния работников имеют право лица (Приказ МЗ №835н; п.8):

  • с высшим или средним медобразованием (врач, медсестра, фельдшер);
  • сдавшие экзамен, пройдя 72-часовое обучение, утвержденное Приказом Минтранса №308;
  • имеющие действующий сертификат, подтверждающий профквалификацию в сфере предрейсового медосмотра работников (переаттестация проводится каждые 5 лет).
  • либо зачисленные в штат автопредприятия, имеющего медицинскую лицензию (Закон №323-ФЗ, ст.24, п.4);
  • либо привлеченные для проведения мед. осмотров по договору, если являются лицензированным ИП;
  • либо работающие в организации (медучреждении), обладающего лицензией, с которой работодатель заключает соглашение о получении услуг на своей или их территории.

Вывод: Проводить ПМО можно только в том случае, если местом работы сертифицированного медсотрудника является организация с медлицензией.

Какие требования предъявляются к кабинету

Оснащение кабинета медосмотров

Немаловажно учесть требования к медкабинету, если медосвидетельствование будет проводиться на территории объекта:

  • По высоте стен помещение должно быть не менее 2,6 метров.
  • Общая площадь кабинета должна составлять 12 квадратов.
  • Освещенность должна быть комбинированной, то есть наличие искусственного и естественного освещения обязательно.
  • Чтобы свет не слепил глаза, то предусматриваются дополнительные козырьки, жалюзи. Важно чтобы от освещенности не было перегрева.
  • Стены и потолки должны быть выполнены гладкими, то есть, чтобы они легко обрабатывались, и влажная уборка проводилась легко моющими средствами.
  • К основанию должно плотно прилегать покрытие на полу, не допускается наличия щелей, расшитых швов и иных отверстий.
  • Линолеум должен быть четко пропаян.
  • Там, где размещены раковины, должна быть керамическая плитка на стенах. Высота отделки 1,6 м, а ширина 0,2 м с обеих сторон.
  • Комплектующие и наличие оборудования важны для оснащения кабинета медработников.
  • Перечень обязательных документов для проведения медосмотров:
  • Печати о прохождении медосмотров предрейсовых и послерейсовых.
  • Журнал, в котором проводится регистрация обоих видов медосвидетельствования.
  • Если водитель отстранен от управления авто, то необходимо вносить эти сведения в специальный журнал.
  • Наличие перчаток для осмотра.
  • Для жидкостей биологического происхождения предусматривается контейнер.

Приказ №835н – суть и назначение

Предрейсовый медосмотр водителей (приказ 835) призван отрегулировать обследование всех, кто работает на автотранспорте. Документ определяет периодичность осмотров.

В приказе министерства здравоохранения содержится базовое положение. Его следует утверждать отдельно. В документе описывается порядок проведения.

Также указываются ответственные лица, назначение процедуры:

  • ход осмотра;
  • регламент;
  • описание условий;
  • указание критериев, на основании которых осуществляет допуск сотрудника или запрет на его работу;
  • обязанности медучреждения, выполняющего свои функции по заключенному договору.

835н – приказ Минздрава о предрейсовом осмотре обязует постоянно возить с собой путевой лист с отметкой об успешном завершении осмотра.

Детальная информация видна на видео:

Оформление документации

Первая страница типового положения выглядит так:

В этом документе руководитель регламентирует организацию предрейсовых медосмотров своих работников, в частности необходимо:

  • указать содержание медосмотров;
  • определить проведение отдельных процедур в рамках медосмотра;
  • определить условия проведения процедуры;
  • обязать вести журнал;
  • установить критерии допуска водителей к работе после прохождения медосмотра;
  • определить обязанности медучреждений, с которыми заключен договор, или установить необходимость найма штатного медработника.

Кратко о приказе №302

Отдельные нюансы уточняются в дополнении №302, устанавливающем перечень основных факторов.

Периодические медосмотры водителей по приказу 302 н должны осуществляться при работе на тяжелых производствах с превышением восьмичасовой смены.

Требования к медучреждению

К учреждению, где проведение медосмотра осуществляется, предъявляются следующие требования:

  1. Необходимо свидетельство и сертификат о том, что медицинская организация имеет право проводить данные работы.
  2. Срок, указанный в учредительных документах не должен быть просрочен, а если он не соответствует, то медосвидетельствование будет являться недействительным.
  3. Организация должна пройти своевременную аккредитацию.

Для получения свидетельства на право проведения работ, необходимы следующие документы:

  • Дипломы, в которых изложена информация о высшем образовании специалистов.
  • Сведения, изложенные в сертификате о подтверждении квалификации сотрудников.
  • Копии трудовых книжек о стаже работы. Последний должен быть не менее пяти лет.
  • Удостоверение о подготовке по специальной программе сотрудников. Программа обучения должна быть не менее 500 часов.
  • Наличие специального образования, подтвержденного свидетельством (сестринское дело).
  • Сертификат, подтверждающий квалификационные навыки специалиста.
  • Документ о повышении квалификации сотрудников.
  1. В штате предприятия может трудиться врач, прошедший проверку знаний в установленном порядке, а также предприятие может заключить договор со сторонними организациями на проведение данного мероприятия.
  2. На территории организации должен быть организован медпункт или заключен договор с медучреждением, которое может проводить эти работы. Это может быть любая больница или поликлиника, не важно какой формы собственности.
  3. Если предприятие крупное, то не факт, что администрации выгодно заключать договоры со сторонними организациями, не исключено, что проведение осмотров может быть на территории объекта.

Кто проводит медосмотры?

Обратим внимание на пункт 1.6 страницы Положения, показанной выше. Там сказано, что проведение медицинских осмотров — прерогатива медицинских работников. Это следует из пункта 8 Порядка, утвержденного приказом №835н. Поручить проведение этой процедуры разрешено:

  • медработникам, имеющим высшее и (или) среднее профессиональное образование (в том числе работникам, состоящим в штате работодателя);
  • медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность.

Если речь идет о штатном медработнике, то на основании статьи 12 федерального закона №99-ФЗ от 04.05.2011 организации придется получить лицензию на осуществление медицинской деятельности. Это оправдано только в случае большого штата шоферов, поэтому чаще всего организации и ИП заключают договор на оказание таких услуг с теми организациями, у которых уже есть лицензия. Наличие лицензии необходимо проверить перед заключением договора. Все расходы на эти мероприятия несет работодатель, как это предусмотрено статьей 212 ТК РФ и статьей 213 ТК РФ.

Правила заполнения

Журнал и путевой лист оформляются в соответствии с установленными законом формами. За этим следят контролирующие органы – экспертная комиссия, сотрудники ГИБДД, ответственные в компании.

Журнала

Нормативный документ о порядке проведения предрейсовых медосмотров водителей

Заполняется по определенному порядку.

  • основания направления;
  • порядковый номер;
  • данные сотрудника;
  • должность и номер подразделения;
  • отметка о прохождении с печатью.

Образец журнала выглядит следующим образом:

Порядковый номер Основания направления ФИО работника Должность и номер подразделения Отметка о прохождении
1. Периодический Сергеев Николай Петрович Водитель автобуса, отдел №1 Пройден
2. Первичный Одинцов Илья Иванович Водитель троллейбуса, отдел №2 Пройден

Путевого листа

Принцип оформления определен в приказе Минтранса №152. Заполняется раздел, где указано, что водитель по состоянию здоровья к управлению допущен.

В графе медик ставит свою подпись с расшифровкой, штамп с отметкой «Медосмотр пройден». На нем стоит дата и еще одна подпись ответственного.

Детальная информация видна на видео:

Журнал медосмотров

В пункте 14 Порядка, утвержденного приказом №835н, сказано, что организация или ИП должны заносить все результаты осмотров в специальный журнал регистрации предрейсовых медицинских осмотров. О каждом из водителей в журнале указывают такую информацию:

  • дата и время проведения осмотра;
  • фамилия, имя, отчество;
  • пол, дата рождения;
  • результаты обследования;
  • заключение о результатах;
  • подпись медработника с расшифровкой;
  • подпись сотрудника, который прошел контроль.

Типовой бланк журнала, рекомендованный к применению, содержится в приложении к приказу Минздрава СССР № 555 от 29.09.1989. Работодатель вправе разработать его самостоятельно. Вот так выглядит заполненный журнал предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей:

Новая форма журнала по предрейсовым осмотрам водителей

Страницы бумажного журнала с результатами медосмотров нумеруют, прошнуровывают и скрепляют печатью организации.

Некоторые организации предпочитают вести журнал в электронном виде. В этом случае определяется возможность распечатки отдельных страниц, а внесенные в журнал сведения заверяют усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного медработника или организации. Пункт 15 Порядка, которым определена возможность ведения электронного журнала, не предусматривает в этом случае проставления в нем подписи шоферов. Отдельно установлено, как заполнять в журнале предрейсовом графу заключение об осмотре: в ней указывают наличие или отсутствие признаков, препятствующих допуску водителя к работе.

На основании данных журнала предрейсовых медосмотров уполномоченный работник раз в месяц подводит итоги контроля и анализирует причины отстранения шоферов от работы. Результаты такого анализа доводят до сведения директора. Особое внимание как сам медработник, так и руководитель обращают на случаи отстранения от работы в связи с употреблением алкоголя и наркотиков.

Как проводится контроль трезвости и медосмотр водителя

Контроль состояния здоровья работников проводят непосредственно перед началом рабочей смены или выезда в рейс. Проводится предрейсовый медосмотр следующим образом:

  1. Визуальный осмотр сотрудника. Оцениваются походка, внешний вид, поведение.
  2. Опрос о состоянии здоровья.
  3. Медосмотр видимых слизистых и кожных покровов. Проводится проверка на наличие расчесов, следов от инъекций на руках, бледность или покраснение кожных покровов, состояние зрачков (сужены или расширены).
  4. Измерение артериального давления и пульса. Если выявлено отклонение от нормы, проводят повторное исследование не менее чем через 20 минут.
  5. Выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) или остаточных явлений опьянения.

Иногда проводятся лабораторные и инструментальные исследования, например определение содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе или анализ мочи.

По результатам всех этих исследований уполномоченный медработник делает заключение о возможности выхода в рейс. Если допуск получен, то на путевом листе ставят штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр» или делают запись от руки, заверяют подписью лица, которое проводило контроль. Если шофер контроль не прошел, об этом составляется протокол.

Об особенностях процедуры

На основании законодательных актов установлено, что медицинские освидетельствования проводятся перед тем как выйти в рейс водителю на средстве передвижения. Определяется, какие опасные факторы могут повлиять на состояние здоровья и общее самочувствие водителя.

Осмотры должны оплачиваться администрацией предприятия, никаких платных дообследований не должно быть. Сотрудники, проводящие медосвидетельствование, должны иметь определенную квалификацию, иначе оснований для проведения медосмотра не будет.

По итогам проведенных мероприятий:

  • Рассматриваются жалобы водителей, измерение показателей давления, состава крови и иного биоматериала. На основании пишется решение о допуске либо недопущению к управлению авто.
  • Сообщается руководству транспортной структуры о результатах проведения и выводах по проведенному медосмотру.

Приказ Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н. Комментарий юриста в этом видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Кого не допускают?

Зачем нужны предрейсовые медосмотры водителей

Самые распространенные причины отстранения – установленное заболевание, патология, не позволяющая управлять ТС. Итоги вносятся в журнал. Параллельно доктор сообщает о случившемся начальству.

Шофер отстраняется, когда определено:

  • опьянение;
  • заболевания или факторы, влияющие на управление ТС (сюда относят даже жар);
  • критические показатели АД;
  • наличие у доктора обоснованных подозрений.

Для уточнения диагноза работник направляется на углубленное обследование.

Стоимость обследований и сертификатов

На это влияет несколько факторов. Стоимость больше всего зависит от места, где осмотр будет проводиться. У каждой организации свой прайс. Если штатный специалист есть на предприятии, то в текущих расходах цена осмотра равна фиксированной ставке врача.

При обращении в медицинское учреждение, обладающее соответствующей лицензией, размер платы зависит от количества водителей, которые будут приходить на осмотр ежедневно.

Если до двух человек в день, то в месяц потребуется заплатить в среднем 4 000 – 5 000 рублей. Если более 20, то от 20 000 в месяц.

Оплата производится из бюджета предприятия. Возлагать это на сотрудника незаконно.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий