Попала в аварию в такси что делать

Содержание

Попал в аварию на такси, опоздал на поезд — что делать?

Favorite В закладки

Попал в аварию на такси, опоздал на поезд — что делать?

Первое апреля в Москве выдалось по-настоящему весенним. Наконец вылезло солнце, потеплело, даже жалко было уезжать. Но выходные хотелось провести с семьёй, билеты на поезд Москва-Воронеж куплены с вечера.

За час до отправления вызвал такси Uber, закинул в машину сумку, и вот уже улыбчивый водитель везёт меня на Казанский вокзал.

«Успеем?» — спросил я. «Конечно, сегодня суббота, навигатор показывает 25 минут» — ответил он и за поворотом «поцеловал» притормозивший VolksWagen. День переставал быть томным.

До поезда 40 минут, я на Белорусской и ко мне едет другая машина. Несмотря на все старания водителя, на вокзале я оказался за минуту до отправки поезда и выбежал на перрон в тот момент, когда он уходил вдаль.

Безумцы на колесах: почему таксисты ездят без ОСАГО

Таксисты, которые ездят без полисов ОСАГО, стали настоящей головной болью для жителей больших городов. А новости о ДТП с участием такси поступают что ни день из всех регионов страны. 6 ноября три человека пострадали при аварии в Петрозаводске, 10 ноября серьезное ДТП с таксомотором случилось во Владивостоке, а днем ранее не поделили дорогу сразу три водителя такси в Краснодаре. В проблеме разбирались «Известия».

Значительная аварийность присуща этой сфере транспорта изначально. Именно по причине высоких рисков цена годового полиса ОСАГО для автомобиля такси может достигать 6070 тыс. рублей. Некоторые лизинговые компании и таксопарки с плохой историей сталкиваются со сложностями при оформлении полисов, а то и вовсе получают отказы от страховщиков, поскольку их автомобили постоянно попадают в ДТП.

Имеет ли пассажир право на компенсацию при ДТП в такси и как ее получить

Пассажир такси имеет право, помимо права выбора транспортного средства и маршрута, на соблюдение водителем ПДД и правил перевозки пассажиров.

Влез без страховки: почему авария с такси сулит проблемы

Только треть автомобилей российского таксопарка застрахована по всем правилам и сможет законно возместить ущерб при ДТП. Те таксопарки, которые легально оформляют ОСАГО для своих машин по повышенному тарифу, могут остаться без покрытия вообще из-за серьезных финансовых потерь страховых компаний в 2020 году. Как сделать так, чтобы машины такси были правильно застрахованы, разбирались «Известия»

Что делать если попал в ДТП на арендованной машине

Последние годы особой популярностью стала пользоваться услуга аренды авто. Это очень удобно, теперь не обязательно ехать в чужой город на своем автомобиле. Достаточно найти фирму, которая передает транспорт в аренду. А что будет, если арендованный автомобиль попал в ДТП, кто несет ответственность, кто будет возмещать ущерб. Все это читайте в статье ниже.

Нормы безопасности перевозки пассажиров

Таксисты, как и другие перевозчики, обязаны соблюдать правила безопасной транспортировки клиентов. Главной обязанностью выступает страхование автогражданской ответственности (ОСАГО), заключающееся в покупке соответствующего полиса. Согласно закону № 40-ФЗ (от 25.04.2002 года) страховка должна быть оформлена на каждое транспортное средство (ТС) независимо от статуса его владельца. Последним может выступить как физическое, так и юридическое лицо.

ОСАГО гарантирует гражданину, пострадавшему при ДТП, выплату денежного возмещения за причиненный вред. Ущерб, нанесенный потерпевшему лицу, покрывает страховая компания виновной стороны.

Плюс ко всему должны быть соблюдены следующие правила перевозки:

  • исправность средства передвижения – автомобиль должен подвергаться своевременному техническому осмотру, выезд на вызов при наличии дефектов или неполадок в работе авто запрещен;
  • наличие аптечки в салоне машины;
  • оснащенность автомобиля удерживающим устройством, предназначенным для перевозки детей младше 12 лет.

Обозначенные правила регламентированы Приказом Минтранса РФ (от 15.01.2014 года). Нормы обязательны к исполнению всеми перевозчиками без исключения.

Что делать в такой ситуации?

Несмотря на безысходность ситуации, выход есть. Сделать надо три вещи:

Как должна обеспечиваться безопасность пассажиров в такси

Правила перевозки пассажиров регламентируются Приказом Минтранса №7 от 15.01.2014, согласно которому:

  • автомобиль должен быть полностью технически исправен;
  • в автомобиле должна быть аптечка;
  • для детей младше 12 лет должно присутствовать удерживающее устройство;
  • водитель должен иметь ОСАГО и пр.

Однако ни для кого не секрет, что таксисты – не самые аккуратные водители, и ДТП с их участием – явление нередкое. Так что же делать в таком случае пострадавшему в ДТП?

Высокая аварийность и огромные пробеги

Ситуацию с аварийностью в таксомоторном бизнесе обрисовал «Известиям» председатель общественного движения «Форум Такси» Олег Амосов.

«Общая статистика такая, что примерно 40% автомобилей в таксопарках и лизинговых компаниях попадают в аварии. Чтобы хоть как-то получить доступ к страховке, лизингодатели оформляют полисы ОСАГО с франшизой 3050 тыс. рублей, то есть мелкие повреждения такие полисы не покрывают. Но дела идут печальнее год от года: ДТП с участием такси все больше, больше гибнет и самих водителей за рулем. Поэтому, чтобы хоть как-то покрыть расходы, страховщики повышают цены на открытые полисы для таксистов», — рассказал Амосов.

Он подчеркнул, что речь тут идет только об ОСАГО на неограниченное количество водителей. Если на автомобиле работает всего несколько конкретных водителей с чистой историей, страховка стоит в разы дешевлеоколо 1112 тыс. рублей за обычный седан для такси.

такси

«Если же таксопарк или лизинговая компания пытается оформить полис на открытое количество водителей, цена ОСАГО взлетает до 6070 тыс. рублей. Дело — в рисках. В одном из таксопарков в Москве, с которым я сотрудничаю, из 200 автомобилей 30 разбили за два месяца. Это те, которые уже встали на прикол, мелкие ДТП никто не считает» — рассказал Амосов.

Эксперт поделился своим видением основных причин высокой аварийности:

— Чтобы заработать, приходится находиться на линии по 14 часов. И усталость все-таки накапливается. Через год такими темпами на новом автомобиле пробег уже 140–150 тыс. км, нужно тратиться на ремонт, платить кредиты. Переработки, низкая квалификация, качество автомобилей. Но главный вклад — это водители-иностранцы. Чтобы работать в России, иностранцы должны получить патент в налоговом органе. Если его нет, их нанимателей штрафуют на 300 тыс. рублей, а нарушителей высылают из страны. А в такси, когда такой человек просто берет машину в аренду, он не заключает трудовой договор. И получается, что приходят жители Киргизии с местными правами или приезжие из Таджикистана, берут машины в прокат и бьют их одну за другой. Если что, взять с них нечего.

Как обеспечивается безопасность пассажирских перевозок

Полис ОСАГО

Водитель и пассажир на время движения застрахованы полисом автогражданской ответственности (ОСАГО). Благодаря ему страховая компания виновника происшествия обязана выплатить компенсацию, если обстоятельства получения вреда здоровью попадают под понятие страхового случая.

Аварийность 100%

Согласно данным МВД, аварийность в сфере такси на первый взгляд не выглядит катастрофической: 3574 аварии, или 2,8% от общего количества ДТП в России. Но если посчитать долю аварий с участием такси от общего таксопарка, то получится другая картина. Этот показатель вдвое превысит долю ДТП у «гражданских машин»: 0,7% против 0,3%. Более того, частота наступления страховых событий в такси превышает среднюю по рынку в 7,2 раза, а уровень выплат в 2,2 раза выше среднерыночного, сообщили «Интерфаксу» ведущие страховщики.

авария такси ремонт

«Представители отрасли признают, что в сегменте обязательного страхования легкового такси существуют системные проблемы, связанные с высокой аварийностью, и убеждены, что административного способа решения этих проблем не существует», — рассказал «Известиям» руководитель центра компетенций международного евразийского форума «Такси» Станислав Швагерус.

В Российском союзе автостраховщиков пояснили, что аварийность по таксопаркам может отличаться в разы. Там, где система допуска и контроля водителей работает эффективно, частота ДТП находится практически на уровне среднегородской. Там же, где эта система не выстроена, аварийность может легко составлять 100%.

Кто отвечает за ДТП с участием такси, и как можно получить компенсацию?

Важно! Пассажир такси, попавшего в ДТП, имеет право на компенсацию вне зависимости от того, кто виноват в аварии. Выплаты производит компания-страховщик того, кто виноват в столкновении. Так как все автомобили сейчас должны в обязательном порядке быть застрахованы по программе ОСАГО, пассажирам гарантируется выплата.

Что нужно сделать?

1. Необходимо оставаться на месте происшествия до приезда сотрудников ГИБДД. Если пассажир получает серьезные травмы и его увозят в больницу, этот факт фиксируется в протоколе. Но если травмы не серьезные, то дождаться нужно обязательно!

2. По факту аварии составляется протокол ДТП. Важно! В нем должно быть зафиксировано, что имеются пострадавшие!

3. После получения протокола ДТП пассажир должен обратиться в травмпункт и зафиксировать все травмы. После осмотра врач выписывает заключение, в котором указывает степень травм.

4. Подготовить для страховой компании пакет документов, включающий в себя: акт об аварии, медицинское заключение. Если пострадало имущество, нужны еще: документы, подтверждающие право собственности на это имущество, заключение независимого эксперта о причинении имуществу вреда, подтверждение расходов на ремонт имущества.

О своем желании получить страховую выплату страховщика нужно уведомить в течение 15 дней после ДТП.

Важно! Если такси было нелегальным, а водитель отказывается компенсировать причиненный пассажиру вред, требовать выплату можно только через суд.

Если вы пользуетесь услугами легальных таксопарков, то руководство несет ответственность за принятых на работу водителей, и получить компенсацию более чем реально. Но вот если вы поймали «частника» или воспользовались услугами так называемых агрегаторов (Яндекс.Такси и другие), уже начинаются проблемы.

Водитель требует больше денег, чем договаривались изначально. Надо ли платить?

Авария: последующие действия пассажира

Действующее законодательство Российской Федерации запрещает использование транспортных средств без полиса ОСАГО. Гражданскую ответственность должны страховать как физические, так и юридические лица. «Автогражданка» является гарантом того, что участники ДТП могут рассчитывать на страховое возмещение. Ущерб возмещается всем пострадавшим в аварии лицам. Пассажиры такси не являются исключением. Они могут претендовать на выплату компенсации, не зависимо от того, был ли таксист виновником столкновения или пострадавшим.

Внимание! Выплату пассажир может получить только в том случае, если его здоровью был причинен вред.

Чтобы получить компенсацию клиенту такси нужно будет соблюсти определенный порядок действий. Если полученные в результате ДТП повреждения оказались серьезными или человек потерял сознание, его направляют в медицинское учреждение. Факт вызова скорой помощи фиксируется в протоколе сотрудником ГИБДД.

Не сильно пострадавшим пассажирам категорически нельзя покидать до завершения оформления происшествия место столкновения. Это – серьезная ошибка, так как даже если в дальнейшем он обратиться за помощью к медикам, доказать, что травмы были получены в аварии, не получится. Чтобы получить компенсацию нужно дождаться приезда инспекторов Госавтоинспекции. При оформлении протокола они должны сделать отметку о наличии пострадавших и указать личные данные пассажира.

Получив копию протокола о ДТП можно смело отправляться в травмпункт и фиксировать раны. Врачи проводят обследование и определяют степень тяжести полученных повреждений.

Правила заключения договора аренды

Уважающая себя компания обязательно оформит отношения сторон соглашением аренды. В документе прописывается:

  • срок, на который передается авто в пользование;
  • стоимость услуги, порядок оплаты;
  • порядок действий участников в различных ситуациях;
  • права, обязанность и ответственность сторон.

Поэтому при оформлении договорных отношений арендатору советуется, чтобы он внимательно изучил договор. Естественно, приехав на отдых в другой город, не хочется привлекать юриста для правовой оценки документа. Поэтому придется его изучить самостоятельно, если что-то будет непонятно, лучше сразу задать интересующие вопросы арендодателю.

Помимо этого, компания предлагающая услугу по сдаче транспорта в аренду, в обязательном порядке обязана его застраховать. Обычно это стандартный полис ОСАГО, в некоторых случаях оформляется более дорогое – КАСКО. Следовательно, в случае аварийной ситуации, расходы по возмещению ущерба ложатся на страховую компанию, выдавшую полис. Добиваться этих выплат придется компании, которая передала транспорт в аренду, а никак не водитель. Вот почему очень важно подобные отношения оформлять договором.

Что делать, если попал в аварию на такси

Действия пассажира

После аварии пассажир в первую очередь должен удостовериться, все ли хорошо с ним и водителем. Далее следует позвонить по номеру 112 и вызвать ГИБДД. При необходимости нужно вызвать скорую помощь. После этого можно обратиться в службу поддержки такси и рассказать о случившемся. Ситуацию следует описывать со всеми важными деталями: с какой скоростью двигался автомобиль, какие были погодные условия и т.д.

По закону все участники ДТП должны дождаться прибытия сотрудников полиции, поэтому рекомендуется дождаться их прибытия, если пострадавший хочет получить компенсацию.

После фиксации обстоятельств аварии и составления документов, пассажиру будет выдана копия протокола. Она понадобится при составлении обращения в страховую компанию виновника.

Действия таксиста

В соответствии с пунктом 2.5 Правил дорожного движения при возникновении ДТП водитель должен:

  • Остановить ТС и включить аварийную сигнализацию;
  • Вызвать сотрудников ГИБДД и Скорую помощь, а также оказать первую помощь пострадавшим до момента прибытия медиков;
  • Зафиксировать положение автомобилей относительно друг друга и других участников движения;
  • По возможность освободить проезжую часть для предотвращения появления затора;
  • Сообщить о происшествии диспетчеру или в Службу поддержки.

До прибытия сотрудников полиции водитель может опросить свидетелей ДТП и собрать их контактные данные. Это поможет в будущем защитить свои интересы при возникновении спорных ситуаций.

Действия таксиста при ДТП

Общий порядок действий водителя при аварийном происшествии на дороге содержится в п. 2.5-2.6 ПДД. Этими же предписаниями должен руководствоваться и таксист, попавший в ДТП. Разумеется, речь идет о тех случаях, когда он не получил сильных увечий, а его состояние позволяет адекватно оценить обстановку и выполнить необходимые действия.

Водитель обязан предпринять следующее:

  • остановить машину и не трогаться с места;
  • включить аварийную сигнализацию;
  • установить знак аварийной остановки;
  • вызвать ГИБДД;
  • обратиться в службу скорой помощи, если в аварии пострадали люди;
  • оказать первую помощь потерпевшим;
  • в экстренном случае направить пострадавших в ближайшую клинику на попутном либо собственном транспорте, если он на ходу, а после вернуться на место ДТП;
  • не передвигать объекты, имеющие отношение к аварийному происшествию;
  • записать данные очевидцев и попросить их остаться до прибытия ГИБДД;
  • ожидать приезда полиции, не покидая место происшествия.

Если авто затрудняет движение других ТС, то водителю следует освободить проезжую часть. Однако предварительно потребуется зафиксировать на фото/видео расположение машин относительно друг друга и иных дорожных объектов. Важно заснять любые следы, предметы, касающиеся ДТП. При этом стоит принять все доступные меры для их сохранности. Лучше всего организовать объезд места аварии.

Вдобавок водитель обязан сообщить о случившемся диспетчеру или в службу поддержки такси. Все обозначенные действия необходимо производить, соблюдая меры безопасности и предосторожности при нахождении на проезжей части.

«Приходят приставы, арестовывает целые таксопарки»

В итоге отвечать перед владельцами поврежденных автомобилей приходится автопаркам. Но и у них далеко не всегда есть возможность закрыть обязательства.

такси

«Приходят приставы, арестовывает целые таксопарки, начинают предъявлять претензии страховые компании, приходят проверки от Минтранса. И оказывается, что это просто частник взял в аренду 20 автомобилей и пересдал их иностранцам, что все имущество у него уже перезаложено, он весь в долгах, и брать с него нечего», — привел Амосов пример ситуации, которая грозит участнику ДТП с автомобилем без страховки.

«Перестанут покупать полисы ОСАГО вовсе»

Из-за высокой аварийности в сфере перевозок такси страховщики несут серьезные потери. При этом в Российском союзе автостраховщиков (РСА) считают, что нельзя допускать резкого повышения стоимости полиса, поскольку в этом случае многие таксисты вообще перестанут покупать ОСАГО.

«Если поднять тарифы для такси на действительно необходимый уровень, это может оказаться неподъемным для аварийных таксопарков и с большой вероятностью приведет к тому, что они перестанут покупать полисы ОСАГО вовсе. В этом случае их пассажиры и другие участники дорожного движения пострадают еще сильнее, потому что получить компенсацию от таксопарка непросто и далеко не всегда реалистично. Если же оставить тарифы на уровне, не компенсирующем убыточность страховщику, страховые компании будут экономически не заинтересованы в таком страховании», — говорится в предоставленном «Известиям» релизе РСА.

осаго полис страховка

Даже сейчас ситуация с наличием правильно оформленного полиса ОСАГО тревожная. Согласно данным публичной автоматизированной информационной системы (ПАИС) «Такси», объединяющей реестры выданных разрешений всех регионов РФ, по состоянию на 30 марта 2021 года в России 470 404 действующих разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковыми такси. В свою очередь, по данным из ответа на депутатский запрос А.С. Старовойтова, специальное страхование ОСАГО такси имеется у 150 тыс. легковых такси.

Согласно отчету федерального мониторинга проекта «Народный контроль», по регионам РФ (за исключением Москвы и Московской области) количество нелегальных автомобилей такси, не имеющих специальных страховок вообще, составляет от 40 до 90% всего таксопарка конкретного региона.

За что отвечают агрегаторы?

Большинство пассажиров не знает этих нюансов, но реальность такова, что на сегодняшний день агрегаторы такси не отвечают за то, что произошло (или не произошло) с пассажиром во время поездки. Ответственности за ДТП с участием водителя, приехавшего по вызову, они также не несут, поэтому обращаться к администрации в случае аварии бесполезно.

Дело в том, что законы, регламентирующие работу такси, на них не распространяются. Агрегаторы оказывают информационные услуги и отвечают за то, что водитель и пассажир встретились. В дальнейшем клиент оказывается предоставлен самому себе.

И если случился конфликт, то решать их водитель и пассажир тоже будут самостоятельно.

Впрочем, проблема возникновения спорных ситуаций с водителями, которые приезжают по заказам, сделанным через приложения агрегаторов, приобретает массовый характер. Настолько, что в начале октября состоялась конференция на тему: «Должны ли агрегаторы такси нести ответственность за пассажиров?». На ней говорили о том, что вызывает проблемы в первую очередь:

1. Агрегаторы пользуются услугами «нелегалов».

2. При этом водителей дополнительно никаким образом не проверяют на состояние здоровья и усталость. Не существует понятия ограничения смены, и водитель может проводить за рулем много часов кряду, что сказывается на его концентрации и скорости принятия решений, а это в свою очередь приводит к авариям.

3. В случае ДТП агрегаторы никаких компенсационных выплат также не предлагают.

Естественно, подобное положение вещей вызывает недовольство со стороны клиентов. К счастью, ситуация в обозримом будущем можно исправиться: в Думу внесен законопроект о введении обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков, заключающих договоры такси, а также об установлении правил работы агрегаторов. Предполагается, что закон рассудит, кто и в какой мере несет ответственность за ту или иную спорную ситуацию.

Кстати, Uber ранее штрафовали за то, что не предоставляет информацию о водителе

Уже появились и первые ласточки «с другой стороны баррикад». Стало известно, что Яндекс.Таки запускает программу страхования жизни и здоровья водителей и пассажиров. Тестирование этой инициативы пройдет в 1 регионах, максимальная выплата будет составлять 2 млн. рублей (такую же сумму получит, например, пассажир автобуса, попавшего в ДТП).

Сейчас, пользуясь услугами агрегаторов, можно рассчитывать только на страховку участников дорожного движения. И если прийти к согласию с водителем не удается, обращаться к агрегаторам бессмысленно. Правда, в ближайшее время ситуация может измениться.

А вы попадали в ДТП, будучи пассажиром такси? Случались ли у вас конфликты с водителями? Были ли претензии к тому, как выполнялся заказ? Делитесь вашими историями в комментариях!

Что требуется от вас при обращении в техподдержку

Оператор попросит наиболее детально описать ситуацию, при которой случилась авария. Где именно случилось ДТП, сколько человек было в машине, пострадали ли вы, как сильно, кто виноват по вашему мнению и так далее.

Запоминать номер машины и прочее не нужно, техническая поддержка сама всё определит по номеру вашего телефона.

На этом всё. Дальше оператор вежливо извинится перед вами и аннулирует стоимость поездки. После чего вышлет на ваш номер специальный промокод на бесплатную поездку в Яндекс.Такси.

В моем случае максимальная стоимость бесплатной поездки составила 500 рублей.

Кто возместит ущерб пострадавшему в аварии пассажиру и что для этого нужно

В соответствии с действующим законодательством РФ пассажиру такси причиненный вред компенсирует страховая компания виновника. Если так случилось, что к столкновению привели действия таксиста, ущерб возмещает страховщик компании-перевозчика. Соответственно получение страховой выплаты не зависит от виновности водителя, управлявшего такси.

Для обращения в страховую компанию пострадавшему нужно будет собрать определенный пакет документов. Ему предложат написать заявление определенной формы (обычно дается для заполнения готовый бланк) и попросят предъявить:

  • гражданский паспорт;
  • протокол, составленный сотрудниками ГИБДД в котором заявитель указан в качестве пострадавшего;
  • медицинское завлечение о степени тяжести полученных в аварии ран.

В результате дорожно-транспортного происшествия может быть причинен вред имуществу пассажира такси. Можно добиться также возмещения и этих убытков. В этом случае могут возникнуть некоторые сложности, ведь право собственности на вещь придется подтверждать документально. Если имеется квитанция, чек или другие бумаги, проблем не возникнет. В таком случае нужно:

  • провести независимую экспертизу имущества (стоимость оплаты услуг специалиста можно также истребовать с СК) и предъявить страховщику заключение;
  • предоставить документы, подтверждающие оплату проведенного ремонта.

Напоминаем, что страховые компании возмещают клиентам такси только материальный ущерб. При этом придется доказывать наличие следственно-причинной связи между аварией и последствием.

Что касается морального вреда, то его можно истребовать только в судебном порядке. В этом случае готовится и подается исковое заявление. Мы неоднократно говорили о том, что моральный вред доказать очень сложно, поэтому к подготовке к судебному разбирательству нужно будет отнестись с особым вниманием.

Мы можем помочь!

Ниже часть выигранных дел с подтверждающими документами. Мы гарантированно поможем Вам в борьбе с нечестными страховщиками. Оплата только по факту и только при положительном исходе дела.

Как защитить себя от непредвиденных обстоятельств при аренде авто

Помимо того, что нужно ознакомиться с договором, водителям рекомендуется придерживаться следующих правил:

  • обратить внимание на наличие франшизы (ее суммы);
  • при приеме авто нужно тщательно его осмотреть на наличие трещин, сколов, вмятин, занести выявленные недочеты в договор (сделать фото транспорта, чтобы впоследствии арендодатель не смог предъявить по этому поводу претензий);
  • договор аренды, а также документы на автомобиль не следует оставлять в салоне авто, так как в случае угона или пожала, документы будут утрачены, что еще больше осложнит ситуацию;
  • место аварии, а также объекты происшествия нужно сфотографировать (телефон или фотоаппарат);
  • возврат транспорта оформлять специальным актом, где будет указано, что арендодатель не имеет претензий.

По смыслу, если автомобиль передается в аренду, значит он исправный, и водитель сможет им пользоваться без каких-либо проблем.

Что делать в случае аварию на арендованном авто

Естественно, водителя интересует вопрос, как действовать, если взял машину в аренду и разбил. Рассмотрим несколько ситуаций, которые могут возникнуть с арендованным транспортом. Для начала нужно определиться кто виновник происшествия. От этого фактора зависит дальнейший порядок действий.

Водитель-арендатор виновен в аварии

Если вина в аварийной ситуации очевидна, все же не стоит паниковать. Ведь вопрос можно спокойно решить, если действовать в рамках договора аренды, и соблюдать согласованный порядок действий:

  • вызвать на место ДТП инспекторов ГИБДД;
  • известить о происшествии своего арендодателя;
  • дождаться приезда автоинспекторов, получить оформленные документы;
  • передать комплект документов в компанию-арендодателя в течение двух рабочих дней.

Дальнейшие мероприятия выполняются самим арендодателем, он будет обращаться в страховую компанию с требованием о возмещении ущерба. Однако, не стоит расслабляться, если сумма компенсации не покроет полученный ущерб, то организация может потребовать оставшуюся сумму с водителя, арендовавшего авто.

Если не виновен в аварии

В этом случае, водитель может вовсе не волноваться. Возложить обязанность по возмещению ущерба на него никто не сможет. Так как ответственным за аварию будет другой водитель, с требования о возмещении ущерба будут предъявляться его страховой компании. А водителю-арендатору достаточно оформить происшествие по действующим правилам, также известить своего арендодателя.

  • Москва: +7 (499) 577-00-25 доб 152
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 425-66-30 доб 152
  • Все регионы: 8 (800) 350-84-13 доб 132 (Звонок бесплатный)

В любом случае, инспекторы ГИБДД, прибывшие на место аварии обязаны зафиксировать все детали происшествия, и повреждения транспорта. Составить протокол, указать, кто из водителей нарушил правила дорожного движения, выдать справку о ДТП.

ОСАГО продают только надежным водителям

Координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов пояснил, что идентифицировавшие себя водители такси имеют возможность приобрести ОСАГО без проблем.

«Например, я открываю ИП «Шкуматов» и работаю в такси. У меня есть история вождения, в ней нет никаких серьезных ДТП. В таком случае мне ОСАГО продадут. Но если это таксопарк, который сдает автомобили в аренду, то им ОСАГО никто не оформит. И я это прекрасно понимаю. Такси попадает в ДТП по вине водителя примерно в 15 раз чаще, чем обычный автомобиль. И на больший пробег тут списать аварийность не получается», — рассказал Шкуматов. Ранее он продолжительное время сам работал таксистом.

По оценке Шкуматова, рынок такси разделился на два полюса: легальные таксисты с чистой историей, которые не вызывают подозрений у страховых компаний, и другие. в основном приезжие, попадающие в огромное количество аварий.

такси

«И вот последних как раз страховать уже никто не хочет. Это жутко убыточнопокрывать риски этих аварийных болидов на колесах. Даже 70 тыс. рублей их не покрывают. Поэтому такие таксисты просто ездят без ОСАГО, а пострадавшим водителям они говорят, что не местные и покрыть ущерб за поврежденный автомобиль у них нет никакой возможности. Поэтому инспектора ГИБДД, сотрудники МАДИ должны постоянно проверять эти автомобили, отправлять машины без ОСАГО на штрафстоянки до устранения причин задержания», — считает Шкуматов.

Президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин говорит, что для ответственных водителей сложившая ситуация на рынке такси «вызывает фундаментальные проблемы».

«Получается, что система ОСАГО не работает в полную силу: одни полисы не покупают, другим их не продают, а обычным водителям страховые компании предлагают докупать опции с защитой от водителей без ОСАГО, то есть страховать и свою, и чужую ответственность», — возмущается Шапарин.

такси

По его словам, ситуация, когда страховые компании отказываются продавать полисы ОСАГО каким-либо участникам дорожного движения, будь то такси или личный транспорт, является абсолютно неправовой. В таких случаях санкции к нарушителю должен применить регулятор в лице Центрального банка.

«Но и это не снимает в полной мере остроту ситуации со страхованием в сфере такси. К сожалению, на ОСАГО надеяться не стоит: слишком низкая сумма покрытия. Кроме того, до сих пор на такси не распространяется обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП), которое доказывает свою эффективность в других видах транспорта», — подытожил эксперт.

Действия водителя

После ДТП, согласно пунктам 2.5 и 2.6 ПДД РФ, водитель должен:

  • включить аварийку;
  • не трогать предметы, относящиеся к происшествию;
  • оказать по возможности первую помощь нуждающимся;
  • остановить и попросить остаться до приезда инспектора очевидцев происшествия.

По приезде инспектор составляет протокол, схему ДТП и оформляет рапорт, берет у всех участников происшествия объяснения.

Если пострадавшего увезли на Скорой до прибытия инспектора, или он не имеет физической возможности давать объяснения в тот момент, инспектор явится за этим в медицинское учреждение.

Инспектор передает все материалы в отделение ГИБДД, где производится расследование, устанавливается виновник происшествия, возбуждается административное или уголовное дело (если есть тяжкий вред здоровью или летальный исход). Определения о возбуждении дела выдаются всем участникам ДТП: именно в этом документе можно узнать страховую компанию виновника аварии, эта информация понадобится пострадавшему в дальнейшем.

Пешеходов тоже касается

В большинстве случаев выплата компенсации за причиненный здоровью вред зависит именно от правильно оформленного ОСАГО. Только в последние пару лет появилась страховка жизни пассажира, которая позволит пострадавшему или его семье получить до 2 млн рублей. Но и она действует далеко не всегда.

Активист и общественный деятель Елена Гращенкова разъясняет, что есть несколько видов инцидентов, для которых ОСАГО играет разную роль. Первый — это ДТП с пассажиром на борту. «Еще несколько лет назад человек, ехавший в такси, полностью зависел от наличия ОСАГО, но в 2017 году агрегаторов заставили страховать жизнь и здоровье людей. То есть если пассажир такси вызвал машину через приложение, то в самом худшем случае ему или его родственникам заплатят выплату и по ОСАГО, и по добровольной страховке. В сумме это получается около 2,5 млн рублей», — рассказала Гращенкова.

заказ такси приложение

Она отмечает, что если пассажир взял машину с улицы или проголосовал, то он теряет это возмещение и может надеяться только на ОСАГО. Если что-то происходит, а у водителя нет полиса или он оформлен неправильно, то в выплате, скорее всего, откажут, так как страховщик был введен в заблуждение при оформлении документов.

«Следующий вид инцидентов — выезд таксистов на пешеходный переход или остановку. Люди, которые пострадали в подобных инцидентах, тоже полностью зависят от ОСАГО. Если авто используется как такси, но не застраховано как такси — страховая откажет. И аналогичная ситуация, если машина такси врезается в другую машину: вы не получите никакого возмещения, если ОСАГО на такси оформлено ненадлежащим образом», — пояснила Гращенкова.

Какие планируются изменения?

В конце 2019 года группа сенаторов и депутатов внесла на рассмотрение Госдумы законопроект, регламентирующий деятельность по перевозке пассажиров легковыми такси и деятельности агрегаторов такси.

Они предложили урегулировать взаимоотношения между клиентами и исполнителями, в частности, предполагается введение следующих положений:

  • Оказывать услуги такси могут не только юридические лица и индивидуальные предприниматели, но и самозанятые граждане.
  • Ужесточаются требования к водителям. В частности, не допускается управление легковым такси на основании иностранных или международных водительских удостоверений.
  • Водитель такси должен пройти аттестацию на знание улично-дорожной сети территории, где он будет работать. Он сможет проходить предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр дистанционно с помощью телемедицины.
  • Все автомобили, которые используются для оказания услуг такси, должны иметь соответствующие отметки на корпусе и крыше (чтобы сразу было понятно, что это такси).
  • Появится реестр такси и служб заказа такси — агрегаторов.
  • Служба заказа обязана один раз в сутки через личный кабинет передавать данные о местоположениях и маршрутах следования такси уполномоченному на это региональному органу.
  • Агрегаторы будут обязаны ежедневно проверять актуальность документов у перевозчиков. Штраф для юридических лиц за передачу заказа водителям без разрешения составит 100–200 тыс. руб., при повторном нарушении 200–500 тыс. руб.

Эти изменения введут агрегаторы в правовое поле. И хотя пока не идет речи об ответственности агрегаторов в случае оказания некачественных услуг или возникновения ДТП, это уже большой шаг в сторону того, чтобы урегулировать взаимоотношения между клиентами и исполнителями в этой сфере.

Кто будет оплачивать компенсацию

При возникновении аварийной ситуации, пострадавшие участники дорожного движения могут получить компенсацию от страховой компании виновника. Для пассажира неважно, кто будет признан им : такси или водитель другого ТС.

В каких случаях можно рассчитывать на возмещение

Водитель и пассажир могут получить компенсацию при наличии полиса автогражданской ответственности (ОСАГО) у виновника аварии. Выплаты предусмотрены при получении травмы, инвалидности или гибели пострадавшего. При этом неважно, кто именно делал заказ. Компенсацию от страховой компании получат те, кто был в машине на момент аварии. Число пассажиров на момент столкновения не должно превышать количество посадочных мест.

Кнопка в пути

Началом поездки считается момент нажатия водителем кнопки «В пути». В качестве доказательства повреждений принимаются справки из поликлиники или травмпункта о наличии травм. В случае гибели пассажира или водителя подтверждающим документом является свидетельство о смерти. Правила применения системы страхования говорят о том, что при причинении вреда здоровью и пострадавшие могут получить до 2 миллионов рублей в зависимости от тяжести травм.

Компенсация по страховке

После получения справки из медицинского учреждения и копии протокола от ГИБДД следует обратиться в страховую компанию виновника происшествия.

После предоставления пакета документов СК имеет 30 дней на выплату компенсации или информирование об отказе в выплате.

Компенсация через суд

Если по какой-то причине машина виновника не была застрахована по ОСАГО или страховая компания отказала в выплате компенсации, необходимо обратиться в суд по месту проживания. В качестве доказательства принимаются копии протокола ГИБДД, справки о состоянии здоровья и сообщения из системы о наличии заказа такси. Если суд признает незастрахованного водителя виновным, он будет обязан самостоятельно выплачивать компенсацию в установленном судом размере.

В качестве ответчика может выступать таксопарк или агрегатор, так как от их имени осуществлялась перевозка пассажира. Компания-перевозчик может быть дополнительно оштрафована, если в ходе разбирательства будет доказан факт отсутствия лицензии или трудового договора с водителем.

Но ситуации бывают разные

Не дай Бог вы попадёте в такую же ситуацию. Тем не менее, вы обязаны знать свои права.

Поскольку Яндекс ввела страховку на все поездки, в зависимости от степени тяжести травмы, вам полагаются и другие «бонусы».

На сайте Яндекса сказано, что каждому пострадавшему в результате ДТП пассажиру или водителю полагается компенсация:

при травме: до 2 000 000 рублей, в зависимости от степени тяжести;
при инвалидности: до 2 000 000 рублей, в зависимости от группы инвалидности;
при смерти: 2 000 000 рублей, компенсацию получат наследники.

Выплачивают всем пострадавшим, находившимся в машине, а не только заказчику.

Поэтому вам нужно совершить три простых действия: вызвать ГАИ, вызвать при необходимости скорую помощь и рассказать техподдержке о случившемся. Яндекс переживает за своих клиентов, поэтому ждать себя не заставит.

Favorite В закладки

Порядок фиксации ДТП

Прибывший на место происшествия сотрудник проводит осмотр, составляет схему ДТП и подготавливает протокол, в котором отражает сведения о потерпевших. Также в его обязанность входит фиксация объяснений, предоставляемых каждым участником происшествия. Если пострадавшие направлены в больницу, то сотрудник ГИБДД побеседует с ними позднее в личном порядке.

Копии протокола вручаются всем сторонам ДТП. Этот документ понадобится пассажиру для получения возмещения.

Когда можно оформить возврат?

rzd-bilet-18

Для поездов дальнего следования можно вернуть билет, если прошло не более 12 часов после отправления. Но лучше не затягивайте и сделайте это в течении 3 часов. Тогда все будет проще.

Если прошло более 3 часов, придется делать претензионный возврат. Нужно написать заявление, которое рассмотрят в течение 30 дней. С заявлением и билетом надо будет подойти в кассу возврата на вокзале. Деньги вернутся на карту в срок от 7 до 30 дней после оформления возврата.

Если опоздали по уважительной причине (болезнь, несчастный случай, авария), вернуть билет можно в течение 5 дней с момента отправления поезда. Но нужно иметь с собой подтверждающие документы: справку из больницы, протокол ГИБДД и т.д.

Возврат билетов невозможен для электричек и поездов, следующих в дальнее зарубежье (например, Москва-Париж).

Что делать, если у таксиста не оказалось ОСАГО

Ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала советует: если у виновника нет полиса ОСАГО, нужно немедленно сообщить о случившемся в ГИБДД. Дежурный поможет с логистикой дальнейших действий.

«Сотрудники ГИБДД, изучив документы виновника, установят личность водителя, а также собственника автомобиля. Если водитель исполнял некие трудовые либо гражданско-правовые обязанности по поручению собственника, то ответственность по возмещению вреда ляжет на собственника (ст.1068 и 1079 ГК РФ). Если же будет установлено, что автомобиль передан собственником в законное владение виновного водителя (например, на основании договора аренды ТС без экипажа), то взыскивать придется непосредственно с водителя автомобиля», — говорит юрист.

такси

До предъявления претензий автомобилисту потребуется оценка стоимости восстановительного ремонта. При этом рекомендуется предложить собственнику добровольно погасить расходы.

«Если это не помогло, то обращаемся в суд с просьбой принять обеспечительные меры в виде ареста на имущество ответчика соразмерно причиненному ущербу», — уточнил эксперт.

После вступления судебного решения в законную силу истец получает исполнительный лист, который можно направить приставам для принудительного взыскания.

Кто несет ответственность за вред здоровью пассажира

Согласно статье 1079 ГК РФ, ответственность за причиненный вред здоровью пострадавшего несет владелец источника повышенной опасности, то есть в данном случае это владелец авто, виновный в аварии.

Согласно статье 12 Закона об ОСАГО (ФЗ №40 от 25.04.2002), виновник ДТП обязан уплатить пострадавшему:

  • непосредственно за вред здоровью;
  • сумму потерянного заработка за период лечения и восстановления;
  • затраты на прохождение лечения.

Кроме того, с виновника можно удержать средства за моральный ущерб.

Так как все водители в РФ обязаны иметь страховку ОСАГО (статья 4 ФЗ №40), возмещение средств пострадавшим производится за счет страховой компании виновника аварии. Если же водитель не застрахован, компенсацию можно востребовать через суд.

Первая часть выплат рассчитывается в процентном соотношении (то есть от максимально возможных 500 тысяч рублей) в зависимости от полученных травм, согласно таблице, приведенной в Постановлении Правительства РФ №1164 от 15.11.2012. Так, например, за сотрясение мозга в зависимости от тяжести выплачивают от 3 до 25%, за перелом руки – от 3 до 20%.

Вторая часть выплат производится после того, как было произведено установление степени тяжести вреда здоровью, и включает в себя оплату платных медицинских услуг пострадавшим, лекарственных средств, возмещение утраченной заработной платы. От степени установленной тяжести зависит сумма выплат за утраченную заработную плату: так, при легкой травме лечение обычно составляет не более 21 дня, при средней – 120 дней, при тяжком вреде – срок не установлен (для расчета среднедневной размер заработной платы умножается на количество дней лечения).

Для получения второй части компенсации пострадавший уже должен иметь на руках результаты судебно-медицинской экспертизы и постановление суда об административном правонарушении.

Приведем пример: пострадавшему в первой части выплатили 25 тысяч рублей, а документально обоснованных трат за медуслуги и лекарства он предоставил только на 21 тысячу рублей, соответственно, во второй части выплат он получит компенсацию только за утраченную заработную плату (если же пострадавший, например, предоставил бы сведения о потраченных 29 тысячах рублей, он получил бы еще 4 тысячи рублей).

Разделят обеспокоенность

В РСА предлагают свой вариант решения: чтобы рост тарифов не оказался для убыточных таксопарков слишком резким, в качестве временного решения создать перестраховочный пул.

«Условно говоря, все таксопарки страны в год приносят несколько сотен миллионов убытков. Чтобы все эти убытки не ложились на одного страховщика, страховые компании договариваются делить эти убытки на весь рынок. В результате на конкретную страховую компанию, застраховавшую таксопарк, ложатся не все убытки по нему, а только их часть, пропорциональная его доле в перестраховочном пуле. Такой механизм позволит временно сдержать рост тарифов для таксопарков», — отметили в Российском союзе автостраховщиков.

Возмещение ущерба: кто несет ответственность и как действовать пассажиру

Возмещение физического вреда, полученного клиентом в аварии на такси, производится по полису ОСАГО страховой конторой виновника. В этом случае клиент имеет полное право требовать компенсацию. Причем если травмы вызвали необходимость длительного восстановления, то в сумму возмещения будет включена сумма заработка, утраченного за этот период. Также компенсируются траты на лечение – лекарственные средства, медицинские процедуры и прочее. Максимальный размер выплаты по ОСАГО составляет 500 000 рублей.

Виновником ДТП может выступить:

  • Москва: +7 (499) 577-00-25 доб 152
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 425-66-30 доб 152
  • Все регионы: 8 (800) 350-84-13 доб 132 (Звонок бесплатный)
  1. Водитель другой машины. Обращаться с требованием покрыть ущерб необходимо в страховую компанию, предоставившую ему ОСАГО.
  2. Таксист. В этом случае запрос на компенсацию направляется либо в страховую контору водителя, либо страховщику компании по предоставлению услуг такси.

Если виновником ДТП выступил таксист-частник, то обращаться за компенсацией требуется в его страховую контору. В этом случае никто, кроме самого водителя не несет ответственности за происшествие.

Если же машина была вызвана по телефону или через мобильное приложение, то запрос направляется страховщику перевозчика либо компании-агрегатора. Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ № 26 (от 26.06.2018 года), именно последний несет ответственность за вред, причиненный пассажиру в ходе поездки.

К тому же с недавних пор некоторые агрегаторы начали страховать все заказы без исключения. При этом от клиента никаких дополнительных действий не требуется – страховка начинает действовать с момента фиксации заказа. Например, в «Яндекс.Такси» максимальная сумма возмещения составляет 2 млн. рублей. Итоговый размер компенсации зависит от серьезности травм, полученных пассажиром.

Процедура подачи запроса на выплату возмещения вреда начинается с выяснения данных страховой конторы виновника. Для этого можно обратиться напрямую к перевозчику или в службу поддержки агрегатора. Участники происшествия не имеют права скрывать подобную информацию. Далее, в течение 15 суток после ДТП страховщику подается заявление на компенсацию. К запросу прилагается ряд документов.

  • паспорт;
  • протокол ДТП;
  • постановление об административном правонарушении (запрашивается в ГИБДД);
  • медицинское заключение, фиксирующее факт травм;
  • выписка из медкарты или истории болезни, если пострадавший в ДТП пассажир проходил длительное лечение;
  • справка о размере заработка, если в сумму возмещения включается доход, утраченный за период восстановления здоровья.

Документы и заявление можно подать как лично, так направить по почте или сбросить на электронный ящик страховщика.

Срок рассмотрения обращения – 15-30 дней. В течение этого периода пострадавшему пассажиру либо перечислят компенсацию, либо предоставят официальный отказ в выплате.

Сколько вернут денег

123

Если опоздали на поезд, вам вернут стоимость билета за вычетом:

То есть в среднем вы получите немного меньше половины от общей стоимости билета.

План действий для пострадавшего

Итак, что же должен сделать пострадавший в ДТП на такси, шаг за шагом:

  1. После окончания лечения или, по крайней мере, по завершении госпитализации необходимо посетить следователя, ведущего дело, и сообщить ему обо всех медицинских вмешательствах. Следователь будет запрашивать все документы в медицинских учреждениях и передавать их судмедэксперту для проведения экспертизы. Экспертиза в данном случае – обязательный момент, так как от степени вреда здоровью пострадавшего зависит не только выплаты для него, но и степень ответственности для виновного.
  2. Взять у следователя определение о возбуждении дела.
  3. На этом этапе уже можно обратиться в страховую компанию за первой частью выплаты на основании справки из медицинского учреждения, где проходило лечение.
  4. После получения результатов судебно-медицинской экспертизы и постановления суда об административном правонарушении можно обратиться за второй частью выплат в страховую компанию.

Обращение в страховую компанию

Для получения первой части страховых выплат необходимо обратиться в страховую компанию виновника аварии со следующими документами (лучше уточнить перечень заранее по телефону):

  • заявление (составляется на месте по форме СК);
  • паспорт и его копия;
  • заверенная копия определения о возбуждении дела;
  • выписка из амбулаторной карты, в которой должна быть вся необходимая информация: диагнозы, назначения и пр.

Для получения второй части выплат потребуются такие документы, как:

  • заявление (составляется на месте по форме СК);
  • паспорт и его копия;
  • снова медицинские документы со всеми печатями (причем могут быть включены в оплату только те лекарства, которые выписывал лечащий врач);
  • результаты судебно-медицинской экспертизы;
  • постановление суда о правонарушении;
  • справка с места работы о размере среднего заработка.

Обращение в суд

Обращаться в суд пострадавшему может потребоваться в нескольких случаях:

  • виновник не имеет полиса ОСАГО (в таком случае он будет покрывать все выплаты пострадавшему из своего кармана);
  • максимальная выплата по ОСАГО (500 тысяч рублей) не покрывает расходы на лечение;
  • страховая компания виновника отказывается выплачивать возмещение;
  • пострадавший хочет удержать с виновника плату за моральный вред.

Перед обращением в суд необходимо соблюсти досудебный претензионный порядок (часть 5 статьи 4 АПК РФ) и направить претензию либо виновнику аварии, либо страховой компании. Претензия должна содержать такие данные, как:

Подведем итоги

Автомобили такси входят в группу риска как наиболее активные участники дорожного движения. Даже при наличии большого опыта вождения, водитель и пассажир могут попасть в ДТП по вине автомобилиста. На время поездки здоровье находящихся в салоне застраховано в пределах полиса ОСАГО.

После аварии водитель должен действовать в соответствии с Правилами дорожного движения, а именно вызвать сотрудников полиции и скорой помощи, зафиксировать повреждения и положение автомобилей друг относительно друга и освободить по возможности проезжую часть. Для получения компенсации пассажир должен иметь на руках копию протокола с места аварии и справку из медицинского учреждения о наличии травм.

Куда обращаться при отказе в возмещении вреда

Нередко страховые конторы отказывают в предоставлении компенсации пострадавшему клиенту такси. Спорные моменты можно решить только в судебном порядке. Иск следует подавать на перевозчика либо агрегатора.

В суд придется обратиться и в том случае, если водитель работал в такси нелегально либо авто не было застраховано. При таких обстоятельствах ответчиком будет выступать таксист, виновный в ДТП.

В указанных ситуациях иск направляется в суд по месту проживания пассажира, пострадавшего в поездке. В пакет документов обязательно включается протокол ГИБДД, а также медицинское заключение, прочие справки о состоянии здоровья, распечатка сообщений из системы заказа такси. Дополнительно можно пригласить очевидцев и приложить фото, видеоматериалы, относящиеся к происшествию.

Помимо основного требования о начислении компенсации, дополнительно можно запросить возмещение морального вреда. Также с ответчика допустимо взыскать средства, потраченные на адвоката.

Пассажир, пострадавший в ДТП в момент поездки на такси, имеет право на материальное возмещение вреда. Выплата предоставляется страховой конторой виновной стороны. Запрос на компенсацию направляется страховщику в течение 15 дней с момента аварии. При отказе в выплате, либо если таксист работал нелегально или же машина не была застрахована по ОСАГО, следует действовать через суд. Иск направляется в органы по месту проживания пострадавшего пассажира. Дополнительно последний может взыскать моральный вред. При этом лучше всего заручиться поддержкой адвоката, хотя в целом судебная практика по таким делам считается положительной.

Эпилог

Вернув билет, я чуть больше часа провисел на Казанском и сел в фирменный поезд Москва – Ростов-на-Дону. Первое апреля удалось, знатный жизненный троллинг.

Всего вам доброго, берегите себя.

Favorite В закладки

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий