Петров формула 1 википедия

Льюис Хэмилтон недоволен, что Виталия Петрова назначили стюардом Гран-при Португалии Ф-1

Евгений Кустов

В Формуле-1 разгорелся мини-скандальчик в преддверии Гран-при Португалии. Мини — потому что он забудется, как только начнутся серьёзные события на самой трассе, да и разгорелся лишь с подачи британской прессы. Дело в том, что первый российский пилот Ф-1 Виталий Петров впервые попробует себя в роли приглашённого стюарда Гран-при — то есть станет одним из трёх судей, которые будут разбирать спорные эпизоды во время гоночного уик-энда. Не понравилось британцам, разумеется, не само приглашение Петрова, а его заявления в интервью «Чемпионату» ещё перед Гран-при России, когда Виталий не поддержал ряд акций Льюиса Хэмилтона. Теперь Петрову припомнили подобную «возмутительную» смелость.

Российский гонщик “Формулы-1” Виталий Петров: биография, личная жизнь

Российский гонщик “Формулы-1” Виталий Петров родился в 1984 году в городе Выборг. С раннего детства мальчуган интересовался всеми средствами для передвижения людей: автомобилями, лошадьми, катерами. Отец поощрял интерес будущего автогонщика, благодаря чему Виталий научился уже в 6 лет водить «Жигули» четвёртой модели. Через несколько лет ребёнок освоил управление и на других моделях автомобилей.

В юности у будущего гонщика “Формулы-1” Виталия Петрова были проблемы в школе, так как он был чрезвычайно подвижным мальчиком, который не в состоянии спокойно сидеть за партой продолжительное время. В родном городе будущего гонщика не было спортивных секций, где молодёжь могла бы заняться гонками на картинге. Однако мальчик не отчаивался. В свободное от учебных занятий время он занимался ралли-спринтом. Стоит отметить, что большинство известных гонщиков добились хороших результатов, занимаясь с самого раннего детства гонками на картинге.

виталий петров формула 1

10 лет назад Виталий Петров подписал контракт с «Рено» и стал первым россиянином в Ф-1

Евгений Кустов

10 лет назад, а если быть совсем точными, 31 января 2010 года, Россия впервые в истории получила боевого пилота Формулы-1. Виталий Петров подписал контракт с командой «Рено» — формально ещё заводской, но на деле уже перешедшей под контроль бизнесмена Жерара Лопеса и его партнёров по бизнесу. Вспомним, как россиянин и «Рено» с большим трудом нашли друг друга.

С чего всё началось

Вспомним контекст. Перед стартом Гран-при Тосканы, а также на подиуме Льюис Хэмилтон облачился в футболку с призывом арестовать полицейских, убивших афроамериканку Брионну Тэйлор во время ночного обыска в её квартире. Поступок гонщика «Мерседеса» вызвал смешанную реакцию. Безусловно, все только за восстановление справедливости, но вместе с тем призыв Хэмилтона на фоне активности движения Black Lives Matter выглядел политической акцией, а это в Формуле-1 официально запрещено. Да и имеет ли кто-то право до решения суда называть кого-либо виновным?

Льюис в нынешнем сезоне активно вовлекает чемпионат мира в общемировые события, именно с его подачи появилась антирасистская церемония, когда все желающие гонщики встают на одно колено, а все болиды Ф-1, а также сейфти-кар и медицинский автомобиль получили логотип радуги, означающий борьбу за всеобщее равенство. Однако тут даже ФИА согласилась, что Хэмилтон зашёл слишком далеко.

Федерация, конечно, не стала наказывать Льюиса (ну ещё бы), но по крайней мере пообещала пересмотреть свод правил, касающихся поведения официальных лиц до и после гонки, и дать разъяснения, какую одежду им будет разрешено надевать. Фактически своими действиями федерация признала, что действия Хэмилтона им не понравились.

Первые достижения гонщика

Карьеру в качестве пилота на “Формуле-1” Виталий Петров начал, достигнув 17-тилетнего возраста. Для данного вида спорта это считается неприемлемым.

У гонщика “Формулы-1” Виталия Петрова биография примечательна тем, что по достижении 12 лет ему позволили участвовать на состязаниях по ралли-спринту наравне с взрослыми спортсменами. Тогда на гонках участвовало 50 взрослых мужчин, а Виталию удалось занять седьмое место. Именно в тот момент он сделал первые шаги к постройке своей блистательной карьеры гонщика.

После смелого выступления на ралли будущего участника “Формулы-1” Виталия Петрова заметил местный тренер, который усердно занимался с ним несколько лет. Благодаря стараниям мужчины, совсем юный спортсмен добился больших успехов в гонках на скоростных трассах. Достигнув 14-летнего возраста, Виталий впервые занял первое место на крупных соревнованиях по ралли-спринту в Санкт-Петербурге.

В 2002 году гонщик победил на соревнованиях, проходивших в Тольятти. Там ему удалось захватить кубок «Лада». Кроме того, в честь знаменательной победы ему подарили автомобиль. Теперь юноша мог оттачивать свои навыки в качестве гонщика на своём личном автотранспорте.

После дебютного окончания двух сезонов на кубке «Лада» менеджер Оксана Косаченко приметила талантливого подростка. Именно она помогла Виталию пробиться на соревнования в страны Европейского Союза.

Что сказал Петров

«По мне, это лишнее. Так же как и призывать всех вставать на колени. Это личное дело каждого взрослого человека. Ты имеешь право высказаться в своих соцсетях или дать интервью, можешь создать какое-то общественное движение, обращаться к правительству — впрочем, я думаю, что то же правительство США и так в курсе этих проблем и не оставляет их без внимания. Но в самой Формуле-1 всех призывать… Я думаю, половина зрителей вообще не поняла, чему была посвящена эта футболка, пока им не пояснили. А если кто-то из пилотов признается в нетрадиционной ориентации, будет выходить с радужным флагом и призывать всех становиться геями или к чему-то ещё? Примеров может быть очень много. Думаю, ФИА больше не допустит подобных акций.

Когда я выступал в Формуле-3000, то всегда брал с собой на подиум шлем. А вот в GP2 брать шлем или, например, флаг уже было запрещено — строгий протокол. Вот сейчас в Ф-1 организаторы как-то упустили контроль над ситуацией. Думаю, теперь скажут, что больше так делать нельзя.

Честно говоря, я и церемонию со вставанием на колено не понимаю. Согласно нашим традициям, на колено встают только в двух случаях — в храме, перед Богом, и когда ты делаешь предложение своей будущей жене. Этим жестом они пытаются привлечь внимание к борьбе с расизмом. В России другой менталитет, такой проблемы, о которой говорит Хэмилтон, у нас нет. Должно быть уважение к каждому человеку. Но я считаю, что тогда уж нужно всё продумывать более глобально, создавать какие-то фонды».

Рассказ отца Виталия

гонщик формулы 1 виталий петров

По словам Александра Петрова, по завершении очередного этапа гонок на «Кубке Лада» его сына наказали за нарушение во время соревнований, в результате чего во время следующих состязаний Виталию пришлось стартовать на последнем, 24-ом месте. В тот день шёл сильный ливень, а поскольку Виталий тренировался в основном на учебных трассах Ленинградской области, ему к таким капризам погоды было не привыкать. Виталий хорошо научился «владеть» автомобилем на сыром асфальте. Он финишировал первым, обойдя всех своих именитых конкурентов, среди которых были известные на весь мир мастера спорта. Наверно обидно им было уступить лавры победы 17-летнему парню.

Потенциальные варианты

Опций у менеджера Петрова Оксаны Косаченко хватало. Правда, все команды рассчитывали, что россиянин приведёт с собой спонсоров: в Формуле-1 как раз подошла к концу эпоха, когда понятие «рента-драйвер» ушло из лексикона. Массовый уход заводских команд и беда со спонсорами на фоне мирового финансового кризиса вынудили конюшни активнее заглядывать в кошельки потенциальных новичков. Определённое финансирование семья Петровых и их друзья обеспечить могли, но было неясно, хватит ли этого для шага в Ф-1.

Среди вариантов Петрова помимо «Рено» называли как минимум «Уильямс», «Заубер», «Форс Индия» и новичков чемпионата из «Кампоса». В 2009 году Петров посетил шоу Moscow City Racing в качестве гостя «Уильямса» — казалось, что стороны близки к контракту, но не выгорело. Между тем британская команда в сезоне-2010 полностью сменила состав: напарником Хюлькенберга стал Рубенс Баррикелло, обменявшийся кокпитами с Нико Росбергом. Судя по всему, Петров мог бы перейти дорогу сопернику по GP2, но «Уильямс», вероятно, хотел неких финансовых гарантий. Не получив их, команда довольно рано подтвердила своего резервиста Нико.

Фото: Mark Thompson/Getty Images

Вполне реально было место в «Заубере» (там в итоге поехали Камуи Кобаяси и Педро де ла Роса). «Соблазн подписать контракт с Петером Заубером был очень велик, — рассказывала в интервью «Чемпионату» Косаченко. — Это можно было сделать ещё до окончания сезона в GP2, когда ещё не было понятно, выиграет ли Виталий чемпионат или вообще не попадёт в тройку. Очень заманчивое соглашение! К слову, и оно было не первым — мы чуть не подписали соглашение с сэром Уильямсом ещё летом 2009 года».

Третья альтернатива – новая команда Адриана Кампоса, который прекрасно знал Петрова по GP2. Но довольно быстро стало понятно, что надежды Кампоса на помощь испанских спонсоров не срабатывают и команде предстоит бороться за выживание. Проявить себя в «Кампосе» Виталий никак не сумел бы.

Как отреагировал Хэмилтон

К сожалению, Льюис пока не читает «Чемпионат», так что о заявлении Петрова он узнал во время пресс-конференции ФИА от журналиста британской газеты The Sun Бена Ханта. Разумеется, Хант цитировал Петрова не целиком и взял только самые острые места — про потенциальные призывы ко всем становиться геями и непонимание церемонии с преклонением колена. Эти моменты и прокомментировал Льюис.

«Я не видел цитату целиком — вы процитировали только часть из неё. Я бы сказал, это удивительно, что они нанимают кого-то, у кого подобные взгляды и кто столь громко выступает насчёт вещей, с которыми мы пытаемся бороться. Но это вы должны показать им. Я особо ничего не могу с этим сделать.

Мы должны включать людей, которые понимают время, в которое мы живём, и чувствительны к проблемам, которые нас окружают. Так что я не понимаю, какова их цель или почему здесь именно он, ведь нельзя сказать, что у них нет других кандидатов».

Выборгская Ракета

После успешных заездов на соревнованиях родной страны Петрову всё чаще стали посвящать статьи спортивные журналисты. Благодаря своим талантам, спортсмен получил прозвище Выборгская Ракета.

После блестящих выступлений на спортивных трассах Западной Европы российский гонщик стал известен, как «Петров Первый». Такой псевдоним появился в результате того, что Виталий стал первым пилотом на “Формуле-1” из России. Он, словно реформатор Пётр I, прорубил “окно в Европу” ради выступления на «королевских гонках».

Ставка на «Рено»

В самом конце 2009 года на горизонте наконец-то появился будущий работодатель. «До 29 декабря мы не принимали решения подписывать контракт с кем-либо, — рассказывала Косаченко. — В этот момент у нас ещё даже не было приглашения от команды «Рено». Эрик Булье позвонил мне вечером 29 декабря и спросил: «Можешь прилететь в Лондон 4 января? Поговорить надо». И вот тут я почувствовала: вот, вот именно этого я ждала, наступил этот момент!»

Обсуждение деталей с «Рено» заняло месяц. С одной стороны, приход во французскую команду гарантировал определённый уровень результатов благодаря развитой инфраструктуре, мощному составу инженеров и энтузиазму новых владельцев. С другой — взамен Лопес и компания просили явно больше, чем «Заубер» или бедовый «Кампос». За место пилота стороне Петрова предстояло заплатить 15 млн евро – а таких денег в наличии не было. Правда, не могли их собрать и потенциальные соперники Петрова – в прессе называли кандидатуры Тимо Глока (пошёл без спонсоров в «Вёрджин»), Жака Вильнёва и Ника Хайдфельда (у которого спонсоров отродясь не было).

В итоге Косаченко и Лопес пришли к компромиссу: сторона Петрова заплатила 7,5 млн евро, а оставшуюся половину владелец команды «простил» — в обмен на потенциальное получение 50% прав на пилота. Переговоры шли до последнего, чуть ли не по ночам, и контракт подписали уже утром в день презентации «Рено» – Петрову даже не успели подготовить к церемонии именной комбинезон.

Фото: Mark Thompson/Getty Images

«Мы выжидали и решились практически в последний момент. Грубо говоря, контракт действительно был подписан прямо накануне презентации», — рассказывал Виталий.

Карьера российского гонщика в Европе

виталий петров формула 1 личная жизнь

В 2003 году пилот “Формулы-1” Виталий Петров участвовал в соревнованиях “Формула – Renault” (первенство Италии). В составе команды Euronova Racing Виталию удалось занять 19-е место. На этом его достижения не заканчиваются. Спустя некоторое время, он приехал к финишу 4-м на зимней серии “Формулы- Renault”, которая была организована в Англии. В том же 2003 году гонщик дебютировал на гонках “Ф-3000” в местечке Кальяри.

Дела финансовые

«Если до окончания сезона мы не внесём все 15 миллионов евро, то 50% менеджмента и прав на пилота перейдут к команде, — пугала российских болельщиков Косаченко. — Они могут потребовать от Виталия выступать, скажем, в чемпионате мира по картингу, в чемпионате спортпрототипов… В общем, в праве распоряжаться спортивной судьбой. Но самое страшное, что «Рено» вправе потребовать от Виталия сменить национальность лицензии, то есть вместо российского флага на автомобиле пилота может быть французский, условно говоря. Ну, или люксембургский, ведь основным акционером команды является именно люксембургская компания».

Через несколько лет уже бывший менеджер Петрова рассказала новые подробности: «Никто не знает, кто спонсировал Виталика Петрова два этих года в «Лотусе»! Все знают «Ростехнологии» и «Сибур», но я открою вам секрет: это было лишь 50% спонсорского взноса. Ещё 50 внёс, как вы думаете, кто? Жерар Лопес. И у меня есть контракт, в котором говорится, что он обязуется три года вносить 50% за выступления Петрова. Владелец команды сам оплачивал выступления!»

Что же до 7,5 млн, то поначалу их на себя взял отец Петрова. Пришлось закладывать иущество в банке и брать кредит. К счастью для семьи Петровых, в одиночку тянуть лямку им не пришлось. Известие о приходе россиянина в Формулу-1 пусть и не привело к взрывному интересу со стороны спонсоров, как мечтал менеджмент Петрова, но свои плоды всё-таки дало: уже к первому этапу на болидах «Рено» появился логотип «Лады». Во второй половине сезона на болидах и экипировке «Рено» прописался логотип водки «Флагман» — правда, эта компания напрямую договорилась с командой, а не закрыла часть спонсорского пакета Петрова.

В том же 2010 году Владимир Путин в компании Лопеса и Косаченко проехал на старом болиде Ф-1 и машинах младших серий на импровизированном автодроме в Ленинградской области. А в самом начале 2011 года Путин официально принял у себя Петрова и Косаченко — и подтвердил поддержку со стороны государственных компаний.

На болиде Lotus Renault R31 красовались логотипы «Лады» («Ростехнологии»), «Сибура» и угольщиков из Rover, а в 2012-м, после вынужденного перехода Петрова в «Кэтерхэм», «Сибур» и «Ростехнологии» (уже через «Вертолёты России») продолжили поддерживать российского пилота.

Мнение редакции

Рады, что в ФИА адекватно отреагировали на претензии Хэмилтона и британской прессы. Со своей стороны ещё раз напомним, что Петров в первую очередь комментировал поступок Льюиса с футболкой на Гран-при Тосканы, который не получил одобрения как федерации, так и многих болельщиков.

Вполне адекватны и все остальные заявления российского пилота. Если говорить о пилотах-геях, то Петров просто приводил возможные примеры на случай, если ФИА не запретит акции гонщиков. Кто-то действительно начнёт пропаганду ЛГБТ-ценностей, другие начнут рекламировать политические партии, третий — высказывать свои позиции по военным конфликтам вроде Карабаха. Кого-то покоробил пример с геями? Перечитайте: в нём нет ни капли гомофобии. Пример как пример.

Что же до преклонения колена, то точно так же, как Петров, этот шаг не одобряют семь из 20 боевых гонщиков Формулы-1. По логике Хэмилтона, их не стоит допускать до Гран-при, раз они «не понимают время, в которое живут», и «нечувствительны к проблемам»?

Остаётся верить, что Формула-1 и дальше будет сохранять всеобщее право на адекватное выражение собственного мнения по чувствительным вопросам и не будет прогибаться под единственно верную позицию, ломая через колено всех несогласных.

Возвращение в Россию

российский гонщик формулы 1 виталий петров

В 2004 году Петров принял участие в одном сезоне первенства России Lada Revolution. На каждом соревновании он стартовал с первой позиции, однако финиша достигал вторым. В финале сезона российского первенства молодой пилот снова вернулся в Западную Европу.

В 2005 году российскому пилоту “Формулы-1” на гонках Lada Revolution повезло больше. Молодому человеку удалось прийти первым к финишу 10 раз, в результате чего Виталий становится чемпионом. Но его успехи на этом не заканчиваются, ведь он, ко всему прочему, стал обладателем чемпионского титула на событии «Формула-1 600».

Резюме

Начало 2011 года было пиковым моментом в отношениях России и Формулы-1. В октябре 2010 года в присутствии Путина подписан контракт на проведение Гран-при России в Сочи, в январе 2011-го тогдашний премьер-министр лично гарантирует поддержку пилота, после яркого выступления в Абу-Даби сумевшего продлить соглашение с «Лотусом» на два года, а в марте Петров сенсационно занимает третье место на Гран-при Австралии на инновационном R31 с передним выхлопом.

Увы, дальше было только хуже: новинки на R31 совершенно не работали, отношения Петрова и команды постепенно портились – и всё было кончено после смелого интервью Виталия на Гран-при Абу-Даби, когда россиянин вполне справедливо пожаловался и на ошибки с тактикой, и на не работающие обновления. Пару Петров-Хайдфельд заменили на Райкконена и Грожана, которые на следующем E20 завоевали 10 подиумов при одной победе. Виталий же провёл сильный, но, увы, фактически никак не замеченный сезон в составе «Кэтерхэма» и навсегда покинул Формулу-1.

«Я всё-таки считаю, что не надо было давить на Булье, чтобы он непременно взял Виталия. Надо было начинать с какой-то маленькой команды, не надо было сразу лезть в „топ“. Но раз уж влезли, как-то наладили отношения, то мне в 2011 году уже казалось: всё нормально, всё устаканивается. Потом бам — вылезло общение с прессой. Я считаю, то интервью было поворотной точкой. Я больше не могла ходить в ту сторону пелотона», — резюмировала в 2013 году Косаченко.

Новые достижения Петрова в Западной Европе

В 2006 году российский пилот становится бронзовым финалистом события «Ф-3000» в составе группы Euronova Racing. Виталию удалось занять призовые места 10 раз, а также добиться 4 титулов чемпиона.

В том же году гонщик из России впервые за свою карьеру выступает в серии GP2. Войдя в состав команды «Кампос Гранд Прикс», Виталий одержал 4 победы на гонках.

По итогам сезона GP2 в 2008 году Петров становится бронзовым призёром.

В 2009 году Петров, войдя в состав команды Barwa Addax, одержал очередные 2 победы, однако не смог удержать свои чемпионские лавры гонщика. По итогам серии его признали лишь вице-чемпионом соревнований.

В 2011 году Петрову удалось стать участником «Гонок чемпионов». Из трёх соревнований он финишировал первым лишь единожды, так и не выйдя из группы.

Участие Петрова в “Формуле-1”

виталий петров формула 1 биография

Виталий стал первым пилотом “Ф-1” из России. Весной 2010 года он дебютировал на Гран При в Бахрейне. Чтобы принять участие в «королевских гонках» россиянин заключил договор с французской командой Renault.

Спортсмена финансировала госкорпорация «Ростех», об этом не раз заявляли журналистам первые лица государства. Без денежной поддержки из родной страны спортсмену вряд ли бы удалось добиться таких «громких» успехов.

В настоящее время пилот из России считается действующим гонщиком. Весь 2014 год он провел в составе немецкой команды Mucke Motorsport. Спортсмен выступал на автомобиле DTM марки “Мерседес AMG” С-класса. Самое показательное его выступление в составе данной команды произошло в Нидерландах, где на трассе Зандфорт он занял 11-е место.

В начале 2015 года журналистам стало известно, что Виталий принял решение покинуть DTM.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий