Отказ в выплате по осаго

Содержание

Ответят без износа: как получить за ремонт по ОСАГО больше

Новый подход, позволяющий автомобилистам компенсировать стоимость ремонта без учета износа запчастей по ОСАГО, начал применять финансовый уполномоченный с апреля 2021 года. Такую возможность ему дало решение Верховного суда, ставшее событием на рынке автострахования. В Российском союзе автостраховщиков считают, что пока никакой новой практики не сложилось: каждый случай рассматривается индивидуально. Страховые компании продолжают оспаривать в судах решения, при которых приходится оплачивать новые запчасти. В каких случаях можно отремонтировать машину новыми запчастями, разбирались «Известия».

Правда ли, что может быть регресс или отказ в выплате, если закончился срок техосмотра?

Регресс, если закончился срок техосмотра

Регрессное требование от страховой компании получить довольно легко в определённых случаях, если не знать действующего законодательства по части обязанностей. Например, виновник может просто не предоставить свой бланк извещения в 5-дневный срок. Но как насчёт диагностической карты? Ведь она обязательна при оформлении полиса ОСАГО! Но можно ли получить регресс или отказ в страховом возмещении, если срок действия техосмотра на момент страхового случая закончился, хотя ТО и было действительно на дату покупки страховки? Это мы и выясним!

Что делать при отказе страховой компании в возмещении по ОСАГО? Пошаговая инструкция

Отказали в выплате по ОСАГО

Несмотря на большое количество всяких разъяснений и примеров судебной практики 2021 года, страховые компании по-прежнему отказывают потерпевшим в возмещении. И не всегда на законных основаниях. Причины отказа в выплате по ОСАГО могут быть разные: от невнимательности и некомпетентности конкретных сотрудников страховой компании до политики самой компании по снижению таким образом общего размера возмещений и увеличения прибыли. Рассмотрим, с какими причинами отказа чаще всего встречаются потерпевшие, какие из них законные, а какие надуманные и, главное, что делать, если вы столкнулись с этим и какой порядок ваших действий.

Когда страховая компания не платит по ОСАГО: причины отказа в выплате и что делать дальше?

В наше время культура автострахования в РФ стремительно развивается. Но при этом очень часто можно услышать от автомобилистов различные вопросы относительно выплат по ОСАГО.

Страховые компании склонны по своему оценивать ущерб нанесенный потерпевшему (как правило, сумму ущерба СК занижают), соответственно снижается и сумма компенсационных выплат.

Очень многие водители попавшие в ДТП прибегают к помощи юристов и других специалистов, специализирующихся на страховых спорах, чтобы получить соответствующую ущербу компенсационную выплату.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-14-90 . Это быстро и бесплатно !

Натуральное возмещение ущерба по ОСАГО

28 апреля 2017 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В новой редакции закона изменен порядок возмещения вреда, причиненного легковым автомобилям. Эти изменения касаются транспортных средств, находящихся в собственности граждан и зарегистрированных в Российской Федерации.

Приоритетной формой возмещения ущерба теперь будет восстановительный ремонт на станции технического обслуживания.

Если страховщик отказал в ремонте

Финомбудсмен начал учитывать позицию Верховного суда при рассмотрении обращений автомобилистов, которым по каким-то причинам страховая компания отказала в ремонте машины по ОСАГО или самовольно заменила ремонт на денежную выплату.

Теперь, если окажется, что страховщики поступили так без законных оснований и водитель починит свою машину новыми запчастями, есть шанс получить их полную стоимость без учета износа через суд. Такой вариант развития событий стал возможен после вступления в силу определении Верховного суда. В нем высший судебный орган при рассмотрении жалобы автомобилиста пришел к выводу, что направление на ремонт страховой компанией выдано не было, поэтому обязанность по организации и оплате восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего не исполнена.

В связи этим одна из страховых компаний, по мнению Верховного суда, обязана была возместить потерпевшему стоимость такого ремонта без учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов).

Влияет ли техосмотр на отказ страховой в выплате по ОСАГО по новому закону?

Итак, в самом начале данной статьи представим вам 2 самых важных факта относительно этих двух обсуждаемых нами сущностей.

  1. Само словосочетание “технический осмотр” встречается в главном законодательном акте в 2021 году – Федеральном законе Об ОСАГО №40 – 44 раза.
  2. Однако, ни одна из формулировок никак не связывает одно с другим – отсутствие техосмотра не влияет на ОСАГО – вообще никак.

По последнему пункту всё было немного иначе до 22 августа 2021 года. Вы обязаны были предъявить диагностическую карту для приобретения полиса ОСАГО. Без неё вам бы просто не продали страховку. Но и эту обязанность отменили с указанной даты.

Таким образом, отказ в выплате ввиду отсутствия технического осмотра никак не урегулирован в современном актуальном законодательстве.

На ремонт не направили, в выплате отказали

Ответственность автомобилистки была застрахована в компании «АльфаСтрахование», и потерпевшая уведомила страховщика о произошедшем. В мае страховщик провел осмотр автомобиля, но направление на ремонт выдавать не стал.

Сотрудник в сервисной зоне

В июне 2019 года Числина направила в адрес страховщика заявление с требованием выплатить ей страховое возмещение. Согласно независимой экспертизе, ущерб составил около 40 тыс. рублей. Также автомобилистка потребовала выплатить ей неустойку за каждый день просрочки, потерю товарной стоимости автомобиля, которому на тот момент было менее пяти лет, и нанесенный отказом в направлении на ремонт моральный вред. Страховая компания и в этот раз отказалась удовлетворить требование клиентки.

Это правда?

Да. Но только в том случае, если Ваш автомобиль относится к одной следующих категорий:

  • будет регресс при просроченном техосмотре, если Вы работаете на своём автомобиле в такси,
  • если перевозите людей в количестве более 8 человек,
  • если перевозите опасные грузы.

Для обычных легковых машин просроченная диагностическая карта (ранее называемая талоном техосмотра) не приведёт к регрессу или отказу в выплате.

Отказа в страховом возмещении вообще не может быть по закону на основании всего лишь отсутствия действующего техосмотра. Это просто не предусмотрено действующим на 2021 год законодательством.

А вот право регрессного требования, если ТО закончилось, вполне предусмотрено. Но, как мы уже указали выше, только для отдельных категорий водителей по виду использования и типу транспортного средства. Об этом говорит часть 1 статьи 14 ФЗ-40 Об ОСАГО:

  • .
  • и) на момент наступления страхового случая истёк срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов;

Таким образом, если у Вас закончился срок действия техосмотра (диагностической карты), но при этом Вы ездите на обычном легковом автомобиле, не работаете в такси, то регресса и, тем более, отказа в выплате в 2021 году для Вас не может быть.

Истёкшая диагностическая карта и право страховщика выставить регрессное требование или отказ в выплате

Почему страховая компания не желает платить страховку по ОСАГО

Страховая компания не платит по ОСАГО

Ответы на вопрос: “Почему страховые компании не желают платить страховку?” – можно искать в различных источниках.

Действующий в России Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (далее в статье – Закон «Об ОСАГО») устанавливает размер и порядок страховых выплат, а также определяет основания для законного отказа в страховом возмещении.

Бесспорно, закон – всему основа.

Представители страховых организаций, отвечая на указанный ранее вопрос, сетуют на заниженные страховые тарифы, которые, по их мнению, не позволяют страховщикам полноценно исполнять обязательства при наступлении страховых случаев.

“Модной” отговоркой у страховщиков в настоящее время является набирающая высокие обороты деятельность страховых юристов – мошенников, высуживающих у несчастных компаний последние деньги.

Если так пойдет дело и далее, то по логике представителей страхового сообщества, уже скоро можно будет смело обвинить в мошенничестве и суды России, выносящие судебные решения по страховым спорам.

У потерпевших на этот вопрос тоже найдутся свои ответы, которые сводятся к тому, что действующая система государственного контроля в сфере страхования, является, бесспорно, аморфной и неэффективной.

Главной причиной, порождающей экономию страховых выплат, является то, что все страховые организации, действующие в России, являются коммерческими. Основная цель любой коммерческой организации – это получение прибыли.

Аксиома – чем выше прибыль, тем толще «карманы», является основным постулатом для деятельности страховых ООО, ПАО, ОСАО.

Таким образом, налицо конфликт интересов потерпевших и страховщиков, при котором первые требуют полного страхового возмещения причиненного ущерба, а вторые желают сэкономить и разбогатеть на проблемах первых.

Подробности читайте в статье:

В каких случаях страховка выплачивается, а в каких нет?

Каждый владелец ТС обязан знать в каких случаях СК может отказать в компенсационной выплате:

    ДТП за рубежом. Собственнику авто стоит знать о том, что автогражданка действует исключительно на территории нашего государства. В том случае, если вы планируете отправиться в поездку за рубеж, то тогда вам стоит приобрести специальную автогражданку.

В данном случае СК поступает не законно, так как она обязана возместить ущерб потерпевшей стороне, а уже после выплаты компенсации страховая может предъявить к виновному регресные требования.

О том, в каких случаях могут отказать в выплате мы поговорили, далее о том, при каких обстоятельствах компенсация должна быть выдана в обязательном порядке. Согласно действующему законодательству СК обязана оплатить ущерб потерпевшей стороне, даже если:

  1. Виновное в ДТП лицо находилось в алкогольном или наркотическом опьянении.
  2. У виновного лица нет ВУ.
  3. Виновник не вписан в страховку.
  4. СК обязано оплатить ущерб потерпевшей стороне даже в случае если ДТП произошло в тот момент, когда не действовало страховое покрытие, т.е. срок действия полиса автогражданской ответственности всегда составляет 1 год, но страхователь имеет право определить действие страхового покрытия внутри этого года от 3 месяцев и более.

При этом на место ДТП не вызывались сотрудники ГИБДД и факт ДТП не был никак зафиксирован. По сути в данном случае потерпевший уже получил от виновника компенсацию, это во-первых, а во-вторых потерпевший в данной ситуации не может предоставить страховой организации необходимые документы для оценки и возмещения ущерба.

Законные п ричины отказа в выплате компенсации

В ряде случаев страховая компания имеет право на законных основаниях отказаться возмещать или компенсировать понесенный ущерб в ДТП. Согласно ФЗ №40, отказ допускается, если:

  • факт ДТП сфальсифицирован, предоставлены умышленно искаженные данные по происшествию и застрахованным объектам (и это доказано);
  • участники совершили аварию с использованием преступного замысла и действий (и это доказано);
  • отсутствуют постановления и протоколы ГИБДД, из-за чего невозможно установить виновную сторону;
  • ДТП произошло в результате природной или ядерной катастрофы, военных действий, народных волнений или беспорядков, прочих факторов непреодолимой силы;
  • виновник ДТП уже выплатил пострадавшему ущерб;
  • действующий полис участника ДТП просрочен;
  • клиент страховой компании имеет задолженности по страховым взносам.

Кроме того, в отличие от РСА, страховая компания может отказать в выплате, если не найден или не определен виновник дорожного происшествия. Его необходимо разыскать, иначе вы не получите возмещения.

О наличии одной из перечисленных причин законного отказа, страховщик обязан сообщить страхователю в письменном виде. Во всех остальных случа ях по закону вы обязаны получить страховое возмещение, однако вып латы могут быть отсрочены до выяснения обстоятельств.

Как это будет работать?

Автовладелец выбирает станцию технического обслуживания (СТО) из числа тех, с которыми у страховой компании заключен договор. Выбрать СТО можно как при покупке полиса, так и на этапе урегулирования убытка. Перечень СТО с указанием адресов их места нахождения, перечнем марок и годов выпуска обслуживаемых транспортных средств, а также примерных сроков проведения ремонта должен публиковаться на сайте страховой организации и постоянно актуализироваться.

Важно! При восстановительном ремонте в отличие от денежной выплаты не учитывается износ деталей и агрегатов, а также не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих частей (если иное не определено соглашением страховой компании и потерпевшего).

Новый подход

Опрошенные «Известиями» юристы назвали такое решение крайне важным для отрасли и посоветовали подождать, когда появятся примеры новой практики.

ремонт

И теперь, как сообщили «Известиям» в пресс-службе финомбудсмена, новые подходы при рассмотрении таких дел уже начали применять. Там уточнили, что при наличии правовых оснований финансовые уполномоченные действительно принимают соответствующие решения — взыскивают со страховых компаний стоимость запчастей без учета износа.

«Вопрос возможности изменения практики рассмотрения споров финансовым уполномоченным в связи с принятием определения Верховным судом был рассмотрен методологическим комитетом в апреле текущего года и подходы, принятые им, применяются с 26 апреля 2021 года», — рассказали в пресс-службе финансового уполномоченного.

Там также добавили, что отдельной статистики по вынесенным решениям о взыскании страхового возмещения по договорам ОСАГО в денежной форме без учета износа не ведется.

Следующий этап

После этого, в августе 2019 года автомобилистка обратилась к финансовому уполномоченному. В настоящее время этот шаг обязателен — сразу обращаться в суд нельзя. Рассмотрев обстоятельства, финуполномоченный встал на сторону автомобилистки. Он потребовал у компании «АльфаСтрахование» возместить страховое возмещение в размере 39 600 рублей, а также заплатить штраф 1800 рублей.

Также было вынесено постановление, что в случае неисполнения страховщиком обязанности по выплате возмещения в течение десяти рабочих дней после вступления решения в силу со страховой компании в пользу автовладелицы подлежит взысканию неустойка за период с 15 мая 2018 года по дату фактического исполнения обязательства.

Согласно закону об ОСАГО, неустойка рассчитывается исходя из ставки 1% в день от суммы, которую должна заплатить страховая компания. В случае Числиной сумма ремонта составляла 39 600 рублей. По расчетам неустойка превышала бы 200 тыс. рублей. Однако финуполномоченный уточнил, что страховой компании не придется платить более 100 тыс. рублей.

ОСАГО

Эксперты объясняют, что такое ограничение связано с заключением Европротокола и его нормами.

«Автомобилистка не получила бы более 100 тыс. рублей, поэтому финуполномоченный и назвал эту сумму, — уточнил в беседе с “Известиями“ юрист в области страхования Сергей Беляков. — Сейчас при заключении Европротокола в электронном виде, а также при оформлении инспекторами ГИБДД можно рассчитывать на выплату до 400 тыс. рублей».

В удовлетворении требований о взыскании утраты товарной стоимости, расходов на оплату почтовых услуг финуполномоченный отказал, а требование о компенсации морального вреда и штрафа оставил без рассмотрения. В итоге страховая компания в октябре 2019 года перечислила Числиной страховое возмещение в размере 39 600 рублей, а также финансовую санкцию в размере 1800 рублей.

Как проверить срок диагностической карты?

На сегодняшний день есть только один достоверный сервис для проверки срока действия техосмотра. Это официальный сайт ЕАИСТО.

Для проверки ТО Вам потребуется любое из следующих данных об автомобиле:

  • VIN-код,
  • госномер,
  • номер кузова или шасси/рамы,
  • номер Вашей диагностической карты.

Просто введите данные на странице, впишите цифры с картинки и нажмите на кнопку “проверить”.

Отказ в выплате в случае ДТП, если нет техосмотра в 2021 году – правда ли это?

Но есть ещё одна сложность. Дело в том, что тот же закон Об ОСАГО вообще никак практически не перечисляет в конкретном виде все основания для отказа в страховом возмещении. Более того, конкретная причина встречается в законе только один раз – пункт 20 статьи 12 ФЗ-40 указывает, что страховая вправе отказать в выплате в случае, если потерпевший отремонтировал свою машину либо утилизировал её остатки, что сделало невозможным её осмотр.

Нет аналогичного исчерпывающего списка оснований и в Правилах страхования, утверждённых Банком России.

Если есть страховка, но нет техосмотра при ДТП

Между тем, исходя из самого принципа обязательного страхования ОСАГО, изложенного в статье 6 ФЗ, и гарантии возмещения вреда, указанного в статье 4, получаем, что возместить ущерб в любом случае страховая обязана за виновника. Разумеется, в пределах максимальной страховой суммы и при наличии факта застрахованности автомобиля и водителя – его гражданской ответственности, то есть наличия полиса.

То есть получаем, что, если у виновника ДТП есть действующая страховка ОСАГО, то страховая обязана выплатить потерпевшему компенсацию ущерба. Если только иное не оговорено в законодательстве. И как раз такое исключение, как отсутствие техосмотра при ДТП, в законодательстве этом отсутствует, как мы выяснили выше. Поэтому отказ в выплате, если у виновника нет действующей карты техосмотра, незаконен.

Ещё одна хорошая новость – на практике 2021 года вы почти и не встретите отказов именно на этом основании.

Незаконные отказы в возмещении по ОСАГО

Очень часто, пользуясь юридической неграмотностью или невнимательностью участников ДТП, страховщики отказываются возмещать ущерб по ОСАГО, давая логичные, но незаконные объяснения. К наиболее популярным причинам таких отказов относятся:

  • совершение ДТП третьим лицом, который находился за рулем, но не вписан в полис ОСАГО;
  • виновник дорожного происшествия находился в состоянии алкогольного опьянения;
  • в справке о дорожном происшествии отсутствует указание на виновную сторону;
  • вина водителя в ДТП не доказана (например, наезд на стоящее ТС), из-за чего административное дело не возбуждается;
  • виновник установлен, но скрылся с места происшествия и не указан в справке о ДТП (выплата положена по закону);
  • виновник не установлен (выплата откладывается, пока водитель не будет найден);
  • виновная в аварии сторона оспаривает свою вину (выплата может быть отложена, но не отменена);
  • на момент ДТП у виновника не было застрахована ответственность (просрочен полис);
  • заявление о возмещении подано не собственником автомобиля;
  • пострадавшая сторона не представила свой автомобиль для осмотра и диагностическую карту;
  • требование о страховом возмещении подано несвоевременно.

Важно! Во всех перечисленных случаях страховые компании неправильно трактуют законодательство. В большинстве ситуаций, они обязаны возместить понесенный ущерб, а затем истребовать возмещение своих убытков с виновной стороны (страховщика виновного лица при прямом возмещении). Кроме того, страховщики часто ссылаются на условия, прописанные в договоре, но часто противоречащие законодательству.

Если вы хотите гарантированно получить возмещение понесенного ущерба по ОСАГО при дорожно-транспортном происшествии, постарайтесь также избегать глупых ошибок, которые создадут серьезные проблемы и вынудят потом долго и дорого судиться со страховщиками. В частности, не оставляйте автомобиль в неохраняемом месте на ночь, на автостоянке всегда включайте сигнализацию, не оставляйте в салоне запасные ключи и документы, не начинайте ремонт авто до осмотра повреждений представителями страховщика.

Отдельная тема: правильная фиксация и регистрация факта ДТП. Не соглашайтесь на предложения виновной стороны «порешать» вопрос без вызова инспекторов ГИБДД, заставьте работников автоинспекции принять заявление, составить протокол и акт выявленных повреждений. Указывайте только те повреждения, которые появились в результате столкновения, чтобы экспертиза не обвинила вас в мошенничестве. Помните: если не будет возбуждено административное дело о дорожном происшествии, и если не будут корректно и точно составлены документы, получить законные деньги не поможет ни один суд.

фото 2

Можно ли выбрать другую СТО?

Для ремонта поврежденного автомобиля на СТО, с которой у страховщика нет договора, надо получить письменное согласие страховой организации. В заявлении о страховом возмещении необходимо указать полное наименование выбранной СТО, адрес места нахождения и платежные реквизиты для возможности оплаты страховщиком проведенного восстановительного ремонта.

«Сказать, что появилась новая практика, нельзя»

Заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов заявил «Известиям», что практика действий финомбудсмена остается прежней.

«Каждый случай рассматривается персонально с учетом конкретных особенностей обстоятельств дела. Сказать, что появилась новая практика, нельзя», — объяснили в РСА. При этом, по оценке РСА, в среднем разница между стоимостью запчастей с учетом износа и без него составляет около 30%.

По словам Ефремова, сейчас финомбудсмен действительно имеет возможность взыскивать со страховщиков стоимость запчастей без учета износа. Но для этого должен быть соблюден ряд важнейших условий.

«Должны быть обстоятельства направления автомобиля на ремонт, но по каким-то причинам этого не произошло. Финомбудсмен должен выяснить, эти обстоятельства искусственно созданные или объективные,в зависимости от этого и формируется решение», — пояснил представитель страхового сообщества.

оценка

В РСА также отметили, что никакого нового подхода в рассмотрении подобных ситуаций со стороны страховых компаний также нет. Они, как и прежде, продолжают обжаловать их в судах. При этом Ефремов обратил внимание, что иногда водители получают от страховщиков больше официальных затрат на ремонт.

«Например, такая ситуация характерна для Дальнего Востока, когда практически при ремонте в 90% случаях устанавливаются бу запчасти, так как это праворульные автомобили, но расчет идет по новым запчастям», — привел пример Ефремов.

Неустойки не избежали

Получилось, что, произведя эти выплаты и вовремя исполнив решение финуполномоченного, страховщик смог избежать выплаты неустойки. Но такой исход Числину не устроил, ведь согласно закону об ОСАГО автовладельцы имеют право на получение неустойки, если направление на ремонт в срок, предусмотренный страховщиком, истцу выдано не было. Автомобилистке пришлось обращаться в мировой суд для взыскания положенной пени.

Мировой судья пришел к выводу, что основания для взыскания неустойки есть. Страховая компания подала апелляцию, но суд апелляционной инстанции с выводами мирового судьи согласился. Тогда страховщик уже в 2020 году обратился в кассационную инстанцию.

Первый кассационный суд общей юрисдикции отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. Кассационный суд указал на нормы Закона о финансовом уполномоченном. В соответствии с ним страховая компания освобождается от обязанности уплаты неустойки в случае исполнения решения финансового уполномоченного в установленные в нем сроки. Однако получалось так, что пропущенные изначально сроки выплаты по жалобе, поданной в 2018 году в рамка закона об ОСАГО, этим решением почему-то не учитывались.

Числина обратилась в Верховный суд, а тот пришел к выводу, что обжалуемое судебное постановление «принято с существенными нарушениями норм материального права и согласиться с ними нельзя».

Есть ли другие риски истёкшего техосмотра?

Единственное ограничение для Вас (опять же, если Ваш автомобиль не относится к одной перечисленных категорий транспортных средств, для которых предусмотрен регресс при отсутствии диагностической карты) за просроченное ТО – это невозможность оформить новый полис ОСАГО, потому что он должен быть действующий на этот момент.

Никаких других рисков законодательство 2021 года за истёкший техосмотр не предусматривает:

  • в КоАП нет штрафа за непрохождение техосмотра (пока нет),
  • за это не предусмотрено никаких мер обеспечения: эвакуации, запрета эксплуатации и других,
  • сотрудник ГИБДД нет может прекратить регистрацию машины, если закончился техосмотр.

Какие распространённые незаконные причины отказа при ДТП?

Отказ в страховом возмещении, как правило, подкреплён каким-нибудь пунктом и обоснованием из закона, то есть, по сути, страховщики не пишут незаконные причины, а указывают законные, но при этом, назвать сам такой отказ законным нельзя.

Как уже упоминалось выше, СК может потребовать какой-нибудь документ, который не предусмотрен Правилами страхования, или говорить, что вы не показали им машину и они не могут без осмотра определить ущерб.

Могут придумать, что-нибудь про диагностическую карту, что на момент ДТП истек срок её действия, но основанием для отказа это тоже не является.

При любом неблагоприятном действии страховщика нужно почитать закон, как там про это написано, и подавать претензию.

Что делать если отказали в страховании и не выплачивают деньги?

Досудебное урегулирование

В том случае если сотрудник отдела производящего оценку и выплату ущерба отказал вам в компенсационных выплатах «на словах», то такой отказ нельзя считать правомерным.

  1. Если с вами произошла такая ситуация, то прежде всего вам необходимо подать в СК досудебную претензию. Чаще всего после такой «претензии» страховая организация начинает шевелиться и либо производит выплату ущерба, либо предоставляет вам письменный отказ с указанием причины отказа.

Поэтому если вам отказали в выплате стоит написать досудебную претензию и требовать от сотрудников СК письменного отказа с указанием основания для отказа в выплате.

Судебные споры

Если страховая компания отказывает вам в выплате незаконно и необоснованно, то выплату компенсации вы можете получить, только для этого вам придется обратиться в судебные органы, также можно подать жалобу на страховую компанию в РСА или другие организации. Страховые организации очень неохотно идут на заключение мирового соглашения после того как ими был выдан письменный отказ.

Что грозит, если на момент ДТП была страховка, но не было техосмотра?

Но есть всё же два вредных последствия, на которые влияет отсутствие технического осмотра в момент дорожно-транспортного происшествия у водителя:

  • регрессное требование от страховой компании к водителю-виновнику ДТП, если у него не было действующего техосмотра и при ряде условий,
  • штраф за отсутствие технического осмотра (пока не вступил в силу).

О штрафе поговорим немного ниже, а пока рассмотрим главную опасность для водителей.

Регрессное требование, но очень условно!

Регресс – это право. В нашем случае право страховщика истребовать с причинителя вреда, то есть виновника аварии, сумму страхового возмещения, которую страховая возместила потерпевшему.

Говоря проще, страховщик сначала выплачивает всё, как положено, потерпевшему. Но затем взыскивает весь этот размер выплаты с виновника в свою пользу. И снова обратите внимание, что для потерпевшего ровным счётом ничего не меняется – в этом случае всё также не будет отказа в выплате по ОСАГО, так как виновник ДТП был без техосмотра. Просто страховщик будет дальше разбираться с виновником самостоятельно.

Так вот, если у виновника в случае ДТП нет техосмотра, то у страховой компании, действительно, может появиться право регрессного требования. Но, как мы указали выше, это очень условно. И для возникновения такого права должно совпасть несколько факторов:

  1. во время ДТП у одного из участников нет действующего технического осмотра,
  2. этот участник признан виновником происшествия,
  3. само ДТП произошло по причине неисправности автомобиля без техосмотра.

И вот этот последний критерий является обязательным для возникновения права регресса у страховщика к причинителю вреда. Например, автомобиль “догнал” сзади другую машину по той причине, что у того отказали тормоза. При этом, у “догнавшего” не было диагностической карты. Или у машины отлетело колесо, которое влетело и повредило чужое имущество. Это как раз те ситуации, когда отсутствие техосмотра влияет на выплату ОСАГО.

Но ещё раз повторим. Здесь всё ещё, как и ранее, не работает правило “нет техосмотра – нет выплат”. Потерпевший получает страховое возмещение, и для него ничего не меняется. Меняется только сумма денег в кармане виновника автомобиля без диагностической карты.

Основание для этого – подпункт “и” пункта 1 статьи 14 ФЗ Об ОСАГО, который претерпел изменения совсем недавно, и в 2021 году его трактовка выглядит следующим образом:

1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:

.

и) на момент наступления страхового случая истёк срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств . либо на момент наступления страхового случая, произошедшего вследствие неисправности транспортного средства, истёк срок действия диагностической карты

На каких условиях проходит восстановительный ремонт?

Предельный срок осуществления ремонта — не более 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим транспортного средства на СТО.

СТО не должна находиться дальше, чем в 50 километрах от места ДТП или места жительства потерпевшего (по его выбору).

Ремонт новых автомобилей (не старше двух лет) должен производиться на СТО официального дилера, осуществляющего гарантийное сервисное обслуживание.

Минимальный гарантийный срок на работы по восстановительному ремонту поврежденного транспортного средства составляет 6 месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, — 12 месяцев.

Закон об ОСАГО первичен

Как указал Верховный суд, согласно закону об ОСАГО, при удовлетворении судом требований автомобилиста об осуществлении страховой выплаты суд взыскивает со страховщика за неисполнение в добровольном порядке требований потерпевшего штраф в размере 50% от разницы между совокупным размером страховой выплаты и размером страховой выплаты, осуществленной страховщиком в добровольном порядке.

Страховщик освобождается от уплаты штрафа, только если исполнит решение уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг. Однако страховщик освобождается от уплаты неустойки, суммы финансовой санкции и штрафа, только если исполнил в том числе и нормы закона об ОСАГО.

«Из приведенных положений закона в их совокупности следует, что для освобождения страховщика от обязанности уплатить неустойку необходимо не только исполнение решения финансового уполномоченного, но и исполнение обязательства в порядке и сроки, установленные законом об ОСАГО», — говорится в определении Верховного суда.

автомобили в городе

При ином толковании данных правовых норм потерпевший при разрешении вопроса о неустойке будет находиться в невыгодном положении по сравнению с потерпевшим, который не страховал свою ответственность по ОСАГО.

В таком случае страховая компания «получает возможность в течение длительного времени уклоняться от исполнения обязательств по договору ОСАГО и неправомерно пользоваться причитающейся потерпевшему денежной суммой без угрозы применения каких-либо санкций до вынесения решения финансового уполномоченного».

Какой срок для подачи претензии?

Заявление о разногласиях можно долго не подавать – 3 года с момента как вы узнали, что вам незаконно отказали, или когда срок на ответ истёк, но ответ так никакой и не направили. Но тянуть с подачей не в ваших интересах.

В ситуациях, когда страховщик незаконно отказывает в выплате страхового возмещения, лучше быстрее оказаться в суде и попросить там текущую неустойку, чем ждать, и потом суд эту самую неустойку снизит.

Плюс, срок рассмотрения вашего заявления будет зависеть не только от способа подачи, но и от срока, если пройдет больше 180 дней с момента отказа, то тогда заявление о разногласиях будет рассматриваться страховщиком до 30 дней.

Действительна ли страховка ОСАГО без технического осмотра сейчас?

Да, действительная. Ещё один из распространяющихся мифов гласит о том, что якобы, если у владельца легкового автомобиля нет техосмотра, то и полис его становится недействительным. Порой данный вывод исходит из другого – об отказе в выплате, если нет технического осмотра. Говоря проще, при законном отказе в страховом возмещении и страховка перестаёт выполнять свою роль. И в этом случае она как бы и не действительна вовсе.

Но всё это не так. Страховой полис ОСАГО действует и является достоверным и рабочим, даже если срок техосмотра у водителя или владельца машины закончился. Вот только право регресса, если человек на таком автомобиле попал в ДТП, и оно произошло по причине поломки авто, у страховой компании остаётся.

Действительная страховка ОСАГО и незаконный отказ при ДТП без технического осмотра

Автомобильный омбудсмен

С 1 июня 2019 года в России появилась новая схема досудебного и судебного решения споров по страховому возмещению ущерба от ДТП и новая административная должность – финансовый омбудсмен. Этот человек будет выступать посредником в страховых спорах по ОСАГО с возмещением ущерба на сумму до 500.000 рублей. Его участие в разрешение споров для физических лиц бесплатно, а для страховщиков – бесплатно, если дело выиграет страховая компания, и 45 тысяч рублей – при выигрыше физического лица в суде.

Омбудсмен действует и принимает решения в соответствии с законодательством РФ. Стороны либо соглашаются на мировую в ходе досудебных переговоров, и тогда решения омбудсмена обязательны для исполнения, либо не соглашаются и могут оспорить их в суде.

Важно! У омбудсмена имеются полномочия рассматривать споры трехлетней давности и споры об изменении суммы возмещения (если не было решения суда), а также право требовать мотивированный ответ страховщика по отказу в страховом возмещении, выданному 3 месяца назад (ответ должен быть дан в пределах 15 суток).

«Эти иски еще не „шаблонизировались“»

Юрист в области страхования Илья Афанасьев рассказал, что, хотя заметных перемен после определения Верховного суда в отрасли не произошло, оно широко обсуждается в профессиональном сообществе. Эксперт уверен: нужно просто подождать, когда информация от Верховного суда распространится и дойдет до нижестоящих инстанций. И тогда новая практика, у которой «очень высокий потенциал», действительно заработает.

«Пока широкого распространения этого нововведения не произошло. Сейчас лето, летом аварии более жесткие, но их меньше, чем зимой. Поэтому судебная практика вряд ли заметно изменится в ближайшие месяцы. Страховщики оспаривают такие решения, даже когда им грозят гигантские неустойки. Но юристы очень рады, что такое изменение в целом произошло, — просто нужно подождать, когда оно войдет в шаблоны», — отметил юрист.

дтп

По оценке Афанасьева, сейчас для основной массы водителей такой повод для суда со страховщиков звучит очень сложно:

— Надо изложить суть событий, написать заявление или потратиться на юристов. Эти иски еще не «шаблонизировались». В судах будет первое время сложно доносить всю суть. Придется долго объяснять, рассказывать, проводить аналогии, ведь не все судьи знают об этом определении ВС. А еще нужно понимать, что судиться придется за эту разницу в цене между новыми и старыми деталями, а это примерно 30%, о которых говорят в РСА. Допустим, ремонт был на 200 тыс. рублей, а страховщики самовольно заплатили 140 тысяч. И захочет ли водитель судиться за 60 тыс. рублей? Другими словами, многое еще будет зависеть от общей суммы ущерба.

Что говорят страховщики

Как объяснили в РСА, обязанность страховщика осуществить выплату неустойки и случаи, когда она должна быть выплачена, прямо установлены в законодательстве.

«При несоблюдении срока осуществления страховой выплаты или срока выдачи потерпевшему направления на ремонт транспортного средства страховщик уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в порядке, установленном федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

В компании «АльфаСтрахование» «Известиям» сообщили, что в полном объеме исполнили решение финансового омбудсмена по данному делу, и подтвердили, что также исполнят решение судебного органа после его вступления в силу.

Имеют ли право отказать после трасологической экспертизы?

Если СК отказывает вам в выплате компенсации на основании проведенной трасологической экспертизы, а вы в свою очередь показывали свое авто сотруднику СК лишь единожды, то знайте, что в данном случае вас пытаются ввести в заблуждение.

Согласно ст.200 УК РФ это «Обман потребителей». Естественно, что то или иное деяние квалифицировать имеет право лишь суд, но любой юридически грамотный человек скажет вам о том, что суд чаще всего принимает ту формулировку, которую указывает в своем заявлении пострадавшая сторона.

Новый штраф ГИБДД за отсутствие диагностической карты

Ещё одно вредное последствие отсутствия техосмотра — штраф непосредственно за отсутствие действующей диагностической карты.

В этом случае новшество вводится в статью 12.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В ней появится часть 1.1, которая будет предусматривать финансовую санкцию в размере 2 000 рублей именно за езду без техосмотра.

Почему мы говорим об этом наказании в будущем времени? Потому что новый штраф пока ещё не действует – он вступает в законную силу с 1 марта 2022 года.

Центральный банк РФ

В полномочия Центробанка России входит контроль над правомерностью действий страховых компаний по возмещению ущерба по ОСАГО. Вам необходимо обратиться туда с жалобой, указать информацию по полису автогражданки (номер договора, срок действия, реквизиты и условия), описать ситуацию и суть жалобы, сделать ссылки пункты договора и законодательную базу.

Центробанк проверит факт нарушения договорных обязательств СК и законодательства РФ, вынесет решение и постановит нарушения устранить, а возмещение выплатить в кратчайшие сроки.

фото 3

В идеале, обращение в суд должно следовать после того, как страховщик проигнорировал решение Центробанка или финансового омбудсмена. Вам следует подать иск, если вы уверены в том, что страховая компания действительно отказывает вам в выплате возмещения незаконно, и дело может быть выиграно.

Юристы советуют обращаться в суд сразу, минуя омбудсмена и Центробанк, так как, в случае выигрыша спора, вы можете рассчитывать не только на быструю выплату возмещения материального ущерба, но и штрафа в вашу пользу. Сумма штрафа будет зависеть от вида страхового полиса, срока рассмотрения убытка и величины понесенного ущерба.

Но следует не забывать что судебный процесс – дело затратное, а проигрыш пора обернется для вас немалыми издержками (подготовка документов, экспертизы, адвокаты, опротестование решений и т.п.).

Таким образом, хотя страховые компании и берут высокие взносы по полисам ОСАГО, этот вид обязательного страхования защищает вас от серьезных финансовых потерь при возмещении материального и физического ущерба третьим лицам при возможном ДТП: все издержки должен заплатить пострадавшей стороне виновник дорожного происшествия.

Суммы, условия и вид страхового возмещения зависит от обстоятельств автоаварии: в частности, если нет пострадавших, в ДТП участвовали только два авто, и у сторон есть полисы ОСАГО, пострадавшая сторона может просто обратиться в свою страховую компанию и получить прямое возмещение. Страховщик погасит ущерб своими средствами, а затем выставит претензии страховщику виновной стороны.

При отказе страховщика в страховом возмещении ущерба (а законных причин отказа – очень мало), следует получить письменное объяснение отказа, и, если, оно нарушает законодательство о страховании ОСАГО, обратиться в контролирующие органы. Жалобу можно подавать финансовому омбудсмену или в Центробанк (если вы намерены решить спор миром), а затем в суд с полным пакетом документов и доказательств.

В каких случаях возможно денежное возмещение вместо ремонта?

Страховая выплата в денежной форме производится в следующих случаях:

  • смерть потерпевшего;
  • причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (если в заявлении о страховом возмещении выбрана такая форма страхового возмещения);
  • потерпевший является инвалидом и имеет автомобиль по медицинским показаниям (если в заявлении о страховом возмещении выбрана такая форма);
  • полная гибель транспортного средства;
  • стоимость восстановительного ремонта превышает 400 тысяч рублей (50 тысяч рублей для случаев оформления ДТП по европротоколу) и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт на СТО;
  • все участники ДТП признаны ответственными за причиненный вред («обоюдка») и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт на СТО;
  • в результате ДТП вред причинен только имуществу, не являющемуся транспортным средством;
  • потерпевший отказывается от ремонта на СТО, если она не соответствует требованиям к организации восстановительного ремонта;
  • страховая компания не предоставляет потерпевшему возможность проведения восстановительного ремонта на СТО, указанной при заключении договора ОСАГО;
  • наличие письменного соглашения между страховщиком и потерпевшим.

Почему страховщики не платят по ОСАГО

Юрист Сергей Беляков уверен: страховые компании используют любой способ сначала отказать в выплате автомобилистам, а потом и не платить пени. По его словам, страховщики пользуются тем, что не каждый готов для получения выплат доходить до Верховного суда.

Что делать при отказе в ремонте по ОСАГО?

Если вы хотите, чтобы ваш авто был отремонтирован по ОСАГО, но страховщик вместо ремонта заплатил деньгами, тогда во всех заявлениях вы требуете обязать страховщика произвести восстановительный ремонта вашего транспортного средства.

Страховщик, скорее всего, обоснует отказ в ремонте тем, что у него нет договора с сервисами, которые смогут отремонтировать ваш авто в соответствии с требованиями ОСАГО по ремонту.

Но когда дело дойдёт до суда, СК надо будет доказать, что все сервисы после ДТП отказались ремонтировать ваш авто и что он не мог предложить вам другой сервис, который, готов был отремонтировать, но, к примеру, в другие сроки.

В 2021 году набирает обороты судебная практика, когда со страховщика, недобросовестно уклонившегося от проведения ремонта, взыскивают сумму страхового возмещения без учета износа. Так что можно попробовать заявить и такие требования.

Оформление по Европротоколу

Для начала следует понять причину отказа, это достаточно важный этап. От понимания того почему СК отказала в компенсационной выплате будут зависеть ваши дальнейшие действия. Возможно СК отказывает вам по законным причинам, в этом случае необходимо будет их устранить и извлечь из произошедшего урок на будущее.

Если же в своем отказе страховая приводит не обоснованные причины отказа, то вам прямая дорога в суд.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

Нужен ли техосмотр для получения выплаты потерпевшим?

Нет. Среди всех документов, предусмотренных для получения страхового возмещения, никогда не было и в 2021 году нет диагностической карты.

Исчерпывающий список всех бумаг для получения выплаты (или направления на ремонт) приведён в пункте 3.10 Правил страхования (в случае вреда имуществу). А пункт 1 статьи 12 ФЗ-40 запрещает страховой компании требовать какие-либо другие документы, не предусмотренные этими Правилами.

Защита прав потребителей страховых услуг

Если вы считаете, что страховая компания нарушает ваши права, направьте жалобу в Банк России.
Также можно направить обращение в Российский союз автостраховщиков (РСА)

Судебная практика по отказам при страховых случаях

Вот примеры практики, связанные с непредоставлением по мнению страховщиков автомобиля на осмотр:

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий