Новый закон для таксистов 2018

Содержание

Закон о такси, ФЗ № 69 и изменения в нем: правила перевозки и пассажиров и ожидания, другие нюансы

taxi

Сфера перевозки пассажиров значительно изменилась. Всё больше заказов оформляется через мобильные приложения, подсчёт стоимости поездки производится по данным GPS. Традиционные диспетчерские и машины с таксометрами отходят на второй план.

Моральные принципы: таксистам предоставят собственный кодекс

Правительство предложило третий вариант закона о такси. Эксперты отзываются о нем как об одном из самых долгожданных в отрасли. Водителей и автомобили внесут в онлайн-реестры, а агрегаторов заставят отвечать в случае ДТП. Что еще появится в «кодексе таксиста», разбирались «Известия».

Принять соответствующий современным реалиям закон о такси пытались уже дважды, в 2018 и 2019 годах. Оба раза законопроекты не выдержали общественной критики. О новом тексте говорят осторожно — даже на открытом обсуждении в Совете Федерации некоторые представители отрасли жаловались, что до сих пор не видели ни одной редакции проекта. При этом окончательный текст уже готов и скоро будет опубликован на сайте проектов нормативных правовых актов для общественного обсуждения. Ожидается, что он будет принят в начале следующего года.

Штрафы для водителей такси в 2018 году: что изменится и на что обратить внимание

Частный извоз является распространенным видом трудовой деятельности. При этом перевозка пассажиров является серьезным делом, которое требует от водителя большей ответственности, поскольку в его руках на момент поездки находится жизнь и здоровье клиентов. Государство уделяет повышенное внимание проблеме соблюдения всех требований законодательства, и каждый год разрабатывает новые изменения правил дорожного движения и перевозки пассажиров, в частности при помощи автомобилей такси. Далее мы расскажем, какие новые штрафы ввели для таксистов в 2018 году и как можно минимизировать негативные последствия.

69 закон о такси, краткое содержание, структура, основные положения

В РФ нет комплексного документа, который бы регулировал работу таксистов в комплексе. На федеральном уровне принят закон № 69-ФЗ от 21.04.2011, которым внесены изменения и дополнения в иные законодательные акты.

Документ состоит из 10 статей.

Первые 8 касаются корректировки КоАП РФ, Градостроительного кодекса, закона «О безопасности дорожного движения» и других актов. Введённые положения касаются, введение административной ответственности за нарушения в сфере перевозок, упорядочение порядка строительства и использования парковок и т.д.

В статье 9 содержаться:

  • порядок выдачи разрешений на работу такси;
  • регламентация контроля деятельности в сфере перевозок пассажиров и грузов легковыми автомобилями;
  • условия отзыва разрешения;
  • описание средств идентификации машин такси;
  • порядок назначения и проведения проверок организаций и ИП, работающих в сфере оказания услуг такси.

«Мы отходим от бумажных носителей»

— Законопроекты о такси рассматриваются уже на протяжении нескольких лет. Но в прошлом году произошло перераспределение полномочий между Федерацией и регионами. В отношении такси все полномочия теперь отданы регионам, оставляя Федерации полномочия по регулированию информационных систем, то есть деятельности агрегаторов, — комментирует руководитель центра компетенций Международного евразийского форума «Такси» Станислав Швагерус.

«Кодекс таксиста» — именно так называют авторы законопроекта этот документ. По их словам, в нем будет отражено большинство проблем, с которыми сталкивается почти каждый житель мегаполиса, пользующийся этим видом общественного транспорта. Одним из самых важных нововведений авторы законопроекта считают всероссийскую цифровизацию и внесение в реестр всех автомобилей и водителей такси.

такси

Представители отрасли жалуются, что рынок до сих пор функционирует без определенного закона, а понятие «агрегатор» и вовсе отсутствует. Предлагаемый законопроект не только регулирует деятельность перевозчиков, но и переводит большую часть регулирования в онлайн. Например, в нем предлагается создать три цифровых реестра: водителей, автомобилей и агрегаторов, которые будут круглосуточно доступны всем исполнительным органам для соответствующих проверок. Порядок ведения реестров будет стандартизован.

— Еще один очень важный момент нового законопроекта — это «отрыв» транспортного средства от перевозчика. Это значит, что разрешение не будет привязано к конкретному автомобилю, а, по аналогии с лицензированием, его будет получать перевозчик. В свою очередь, транспортное средство, на котором осуществляется конкретная перевозка, будет «привязано» к перевозчику. Получить выписку из реестра сможет любой перевозчик, а базы будут храниться в информационных системах уполномоченных органов, — отметил директор департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Алексей Бакирей.

Агрегаторов заставят отвечать

Еще одна статья посвящена равной ответственности агрегатора и водителя за вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу пассажира при перевозке легковым такси. Таком образом, служба заказа такси автоматически переходит из разряда посредников в полноценные участники процесса. С таким подходом согласны и общественники.

— Такси в настоящий момент очень конфликтная отрасль. Пассажиры в случае ДТП вынуждены буквально бороться за то, чтобы компенсировать ущерб, и судятся за это годами. Отрасли просто необходимо серьезное законодательное регулирование. Случайные люди не должны возить пассажиров в такси, поэтому разрешение на конкретного водителя вводить уже давно пора, и это пойдет отрасли только на благо. Тут возникает закономерный вопрос о том, кто должен это контролировать и нести ответственность. Логичнее всего возложить это на агрегаторов, так как до 95% заказов в такси сейчас осуществляется именно через них. Такой подход будет отвечать интересам и водителей такси, и самих пассажиров, позитивно повлияет на повышение уровня безопасности этого вида перевозок, — отмечает координатор движения «Синие ведерки» Юлия Каблинова,

О важности ответственности агрегаторов говорит и вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.

такси

— Как только в отраслевом законодательстве появится четко обозначенная роль агрегаторов, это логичным образом повлечет за собой и другие важные регуляторные нововведения. Так, необходимо вводить требования по обязательной страховке пассажира, помимо ОСАГО. Совершенно неприемлема ситуация, когда одни агрегаторы имеют такие страховые программы, другие не имеют, а таксопарки чаще всего даже не задумываются об этой проблеме. Необходимо определить сумму такой ответственности перевозчика по аналогии с другими видами пассажирских перевозок — в размере 2 млн рублей, — заявляет эксперт.

При этом, по словам Шапарина, взаимные обязательства между организатором перевозки и конкретным перевозчиком должны быть жестко зафиксированы. Водитель должен иметь право голоса и должен быть уверен, что завтра агрегатор не поднимет тарифы и не отключит его от сервиса. Раз поездку организует агрегатор, он показывает стоимость поездки и потребителю, и водителю.

Кто контролирует такси

Задача по обеспечению законности в области перевозок пассажиров и багажа лежит на местных органах власти. Выдачу лицензии и работу таксистов контролирует министерство транспорта, департамент дорожного хозяйства, комитет по лицензированию или иной орган, определённый руководством субъекта федерации.

Контроль за соблюдением ПДД осуществляются работники ГИБДД.

Минимальные тарифы и невозможность легализации из-за ОСАГО

Но и есть в документе и несколько спорных новелл. Так, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) назвала лишним требование присутствия представителя агрегатора в каждом из регионов. Также ФАС смутил ввод минимального тарифа.

ФАС России выступает против квотирования такси, так как эта процедура является ограничением предложения на рынке и вмешательством в формирование его свободной конъюнктуры. Минимальный тариф на такси, по мнению антимонопольной службы, искажает спрос и предложение на рынке. Такая ситуация может законодательно ограничить возможность водителей предложить пользователям короткие поездки, которые являются наиболее популярными у пассажиров такси и агрегаторов. Также ФАС России полагает, что физическое нахождение представителя агрегатора в каждом регионе повлечет за собой рост их административных затрат. Это может напрямую сказаться на ценах для пассажиров. Кроме того, в этом вопросе важно учитывать, что агрегаторы занимают существенную долю на рынке, — прокомментировали «Известиям» в пресс-службе ведомства.

Также эксперты отрасли сетуют на слишком высокие цены на ОСАГО для такси, считая, что это мешает полной легализации рынка. По словам председателя Общественного совета по развитию такси Ирины Зариповой, ни в одном законе нет обязательных требований об отдельных тарифах для такси, однако страховщики ввели повышающий коэффициент и теперь минимальная стоимость полиса — 50 тыс. рублей, что достаточно много для большинства таксистов. Однако РСА такие тарифы не смущают.

ОСАГО

Частота ДТП с такси сейчас по нашим данным очень высока и составляет 32,2%, тогда как в среднем по стране частота ДТП находится на уровне около 5%. Проблему убыточности такси необходимо решать комплексно и в первую очередь заниматься повышением безопасности этого вида транспорта, ведь это не только убытки страховщиков, это жизни и здоровье других участников дорожного движения. Не может идти речи о снижении тарифов для такси при том, что этот вид транспорта генерирует почти на порядок больше ДТП, чем остальной транспорт, — отметили в РСА.

Еще одна проблема, по словам Зариповой, заключается в невозможности актуализировать все реестры по стране, так как они ведутся с нарушениями: не обновляются, отсутствует часть информации о разрешениях, формат файла не подлежит автоматической или ручной обработке. Проверить разрешение такси невозможно как минимум в 23 субъектах Федерации.

— Мы часто слышим, что необходимо обязать агрегаторов проверять наличие разрешений на деятельность такси, эта мера позволит повысить безопасность перевозок. Но выполнение этой функции зависит не только от служб заказа такси, а в первую очередь от органов власти в регионах, на которые возложена обязанность по ведению реестров. По нашим данным, в значительной части субъектов России документы ведутся так, что по ним невозможно проверить автомобиль вручную, не говоря уже об автоматизации процесса, — отметила Зарипова.

Закон о такси с 2021 года: последние новости

Законы в 2021 году планируется пересматривать и дорабатывать. Сейчас Госдума рассматривает два законопроекта, которые коснутся деятельности такси.

Новый закон в проекте № 481004-7 О государственном регулировании легкового такси

Депутаты Госдумы настаивают на том, чтобы появился новый федеральный закон, который будет регулировать работу такси, потому что сейчас в законодательстве есть только отдельные статьи, разбросанные по разным документам. Поэтому на рассмотрение вынесен проект нового закона № 481004-7. Если его примут, он чётко обозначит все понятия и порядок работы в сфере пассажирских перевозок на легковом такси.

Что изменит закон с 2021 года, если будет принят

  1. Иностранным водителям без российского гражданства нельзя будет работать водителями.
  2. К работе не допускаются машины, зарегистрированные за пределами РФ.
  3. Агрегаторы заказов должны будут сотрудничать только с теми ИП, юридическими или физическими лицами, которые имеют разрешение на перевозки.
  4. Более строго определяется статус агрегаторов: они оказывают только информационные услуги при создании заказа, поэтому не смогут формировать собственные тарифы для пассажиров и комиссии для водителей.
  5. Также закон чётко разграничит функции и правила допуска к работе всех участников пассажирских перевозок: службы, ИП, интрнет-агрегаторы, райдшеринг, отдельные водители.
  6. В каждом регионе будет вестись электронный реестр о выдаче разрешений на работу с полными данными о получателе.

Новый закон для таксистов 2021 в проекте № 682709-7 Об изменениях 54-ФЗ для служб такси

Если законопроект № 682709-7 примут, то он сможет значительно упростить службам работу на онлайн-кассах.

Частный извоз

Перевозка пассажиров и их багажа без разрешения государственного органа является правонарушением в соответствии со статьёй 14.1.2. КоАП РФ. ИП заплатит 100 000 рублей, если собственник машины – организация, то штраф составит 400 000 рублей.

Частным извозом будет считаться осуществление пассажирских перевозок водителями, которые получают заказы через приложение, например, Gett или Uber.

Мнение участников рынка

Представители двух крупнейших агрегаторов заявили, что до заседания в Совете Федерации не видели ни одной редакции законопроекта, хотя, по словам авторов, он активно обсуждался в отрасли.

— Мы внимательно следим за ходом законотворческого процесса по разработке законопроекта о такси, но, к сожалению, все версии проекта проходили без обсуждения с бизнес-сообществом, что в итоге негативно сказывается на разрабатываемых положениях ФЗ и непосредственно на бизнесе при их реализации. Мы не принимали участие в обсуждении нового закона, но уже сейчас видим обеспокоенность наших партнеров и таксопарков, — заявили в пресс-службе сервиса «Ситимобил».

Вызывают недоумение у игроков рынка и отдельные предложения по законопроекту.

— Недавно от представителя Минтранса, например, вновь прозвучала новелла о региональных реестрах служб заказа такси. Никому не приходит в голову требовать от других цифровых платформ включения в какие-либо реестры субъектов РФ. Почему и зачем этого хотят от цифровых платформ в сфере такси — непонятно, — отметили в пресс-службе сервиса заказа такси «Максим».

такси

Источник в бизнес-сообществе подтвердил, что в обсуждении федерального законопроекта принимал участие только один агрегатор — «Яндекс.Такси». Остальным участникам рынка, скорее всего, текст будет предоставлен по факту его согласования.

Правила перевозки пассажиров в такси и требования к таксистам

Понятие легкового такси закреплено в постановлении Правительства РФ № 112 от 14.02.2009 г. Это автомобиль категории М1, используемый для перевозки людей и их багажа по публичному договору.

Правила перевозки закреплены в разделе 4 документа. Пассажир не имеет права вносить свои правки в договор фрахтования, так как отдельное соглашение не заключается. При заказе он соглашается с действующими условиями.

Клиента информируют о подаче машины. В салоне должна быть информация о:

  • наименовании перевозчика
  • правилах пользования транспортом;
  • тарифах;
  • водителе (Ф.И.О., фото и т.д.);
  • сведения о госоргане, контролирующем перевозки такси.

Чтобы получить разрешение на работу, таксист должен иметь стаж вождения легкового автомобиля не менее 3 лет.

Сколько должен ждать таксист клиента: время ожидания

Перевозка производится на основании публичного договора фрахта. В этом документе должно быть определено время ожидания таксистом клиента после подачи машины.

Клиент, который заказывает такси, соглашается с его условиями. Поэтому следует заранее уточнить, сколько водитель будет ждать гражданина в месте посадки. Обычно это 10 минут.

Опознавательные знаки такси по закону

Для выделения машин перевозчиков из общей массы используется:

  • жёлтый плафон на крыше автомобиля;
  • квадраты контрастных цветов, расположенные в шахматном порядке («шашечки);
  • цветовая гамма, если на уровне субъекта федерации установлены требования по цвету машин.

Указанные опознавательные знаки утверждены в пункте 1 части 14 статьи 9 закона № 69-ФЗ.

В Московской области автомобили должны определённую цветовую гамму: основной цвет – белый, жёлтая полоса от 15 до 25 см на бортах, серая полоса внизу кузова. В иных субъектах власти могут не требовать от перевозчиков окраски машин в особые цвета.

Лицензирование такси, как получить лицензию, процедура по шагам

Перевозка пассажиров не подлежит лицензированию. Заинтересованному лицу требуется только разрешение на работу. Его выдают организациям или ИП в органе, который на уровне субъекта федерации занимается регулированием отношений в сфере транспорта.

Потребуются следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт гражданина (или уставные документы организации);
  • свидетельство о регистрации машины;
  • копия договора аренды или иного соглашения, если автомобиль не в собственности заявителя.

В заявлении должны быть следующие данные:

  • Ф.И.О. ИП или наименование организации;
  • юридический адрес;
  • ИНН;
  • контактные данные (телефон, электронная почта).

Государственные органы обязаны выдавать разрешения всем заявителям, которые имеют в собственности или в пользовании легковые автомобили.

В каких случаях могут отозвать лицензию

Разрешение будет отозвано в следующих случаях:

  • водитель не имеет достаточного стажа вождения;
  • неоднократное нарушение законодательных требований по обозначению машины или по работе таксометра;
  • по вине водителя совершено ДТП, повлекшее смерть человека, причинение тяжких или менее тяжких телесных повреждений;
  • водитель неоднократно брал заказы в другом субъекте федерации, где разрешение не действует.

Разрешение отзывается только по решению суда.

69 закон о такси: важнейшие комментарии

Применение норм ФЗ-69 не требует специальных комментариев от государственных органов. В развитие закона принимаются законодательные акты в регионах. Документы детально регламентируют порядок работы такси, выдачу и отзыв разрешений и другие вопросы.

Скачать 69 ФЗ о такси в последней редакции

Полную версию закона 69-ФЗ можно скачать здесь. ⇐
Это актуальная версия закона за 2018-й год.

Если гражданин желает заняться перевозками, то за комментариями по поводу работы в такси ему следует обратиться в местный орган по контролю за деятельностью такси.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий