Новые поправки в осаго

Содержание

Изменение гос номера в полисе ОСАГО

Русанова Ирина Александровна

Если собственник авто меняет государственные номера, то всегда возникают бюрократические вопросы, и самый главный — нужно ли из-за этого покупать новый полис ОСАГО или можно просто внести в него изменения. С этим и разберемся.

  1. Нужно ли менять страховку при замене номеров
  2. Как действовать при смене номеров
  3. Изменение данных в полисе ОСАГО
  4. Указание Банка России
  5. Как происходят изменения в Тинькофф Страхование
  6. Если не внести изменения

Вопрос изменения гос номера в полисе ОСАГО регулирует действующее законодательство, а именно ФЗ-40 Об обязательном страховании ответственности владельцев ТС, И он говорит, что да, проводить изменения необходимо. Что делать и как — на Бробанк.ру.

Изменения ОСАГО в 2020 году

С апреля 2020 года в силу вступили некоторые изменения в ОСАГО. Мы уже писали об этом ранее – реформа автогражданки началась еще в прошлом году. С тех пор РСА все ближе подходит к полностью индивидуальному расчету стоимости полиса. О том, что поменялось в апреле и какие нововведения ждут нас в будущем, расскажем в этой статье.

Как в России изменились правила расчета стоимости полисов ОСАГО

Фото: Александр Рюмин / ТАСС

В понедельник, 24 августа, в России вступают силу поправки к закону об ОСАГО (40-ФЗ), которые изменят правила расчета цен на обязательные страховки для автомобилистов. На стоимости полисов теперь будет сильнее отражаться водительский опыт россиян: страховщики смогут учитывать в своих ценовых предложениях не только факты попадания клиента в ДТП, но и допущенные им нарушения правил дорожного движения. Новый подход запустит второй этап реформы индивидуализации тарифов ОСАГО.

Изменения в ОСАГО в августе 2020 года: новые страховые тарифы и стоимость страховки?

Новые тарифы в ОСАГО и цена на полис

Еще не все успели прочитать нашу прошлую статью про стоимость ОСАГО и коэффициент нарушений ПДД, как Центральный Банк решил поменять и основные величины, из которых складывается сумма за страховку ОСАГО, а именно базовый тариф и некоторые коэффициенты. По новым расценкам придется платить за автогражданку уже в августе 2020 года. Ниже мы подробнее расскажем, как выросли тарифы и сколько придется платить за полис.

Какие изменения ОСАГО с января 2021 года? Базовые ставки, стоимость полиса и новые правила

Изменения ОСАГО в 2021 году

На многих ресурсах и изданиях вы можете услышать, якобы стоимость полиса ОСАГО на фоне последних поправок существенно выросла. Но это не совсем так. Хотя изменения в ценнообразовании страхования были и очень много. Изменились и базовые ставки страховки, и коэффициенты. Вот только не все в ущерб автолюбителям. О том, что говорят последние новости об обновлении закона Об ОСАГО, подорожал ли уже полис и будет ли стоить дороже далее в 2021 году, поправки в техосмотр и все последние новшества мы обсудим в этой статье.

Зависимость стоимости ОСАГО от нарушений водителя с 24 августа 2020 года

Зависимость стоимости ОСАГО от нарушений

В этой статье мы продолжим рассматривать закон, который вносит изменения в Федеральный закон “Об ОСАГО”. Самое важное нововведение документа – это введение зависимости стоимости страховки ОСАГО от нарушений водителей, вписанных в страховой полис.

Напомню, что в предшествующей статье рассмотрена первая часть нововведений, предполагающая введение временной возможности покупки ОСАГО без прохождения техосмотра.

Сегодня, во второй части, будут рассмотрены следующие вопросы:

Новая методика выплат по ОСАГО: что изменилось

В сентябре 2021 года Центробанк России принял новую методику расчета страховой выплаты по ОСАГО. По мнению законодателей, она сделает процедуру расчета более прозрачной и выгодной для автовладельцев. В чем заключаются изменения и действительно ли размер компенсации увеличится — в разборе Mafin Media.

Мошенников найдут по СНИЛС: ОСАГО заработает по новым правилам

Банк России рекомендовал пересмотреть некоторые правила ОСАГО. По мнению регулятора, за уведомление о ДТП должны отвечать страховые компании, а признание тотального ущерба следует передать в зону ответственности ГИБДД. Владельцев транспортных средств обяжут сообщать страховой компании о смене собственника. Подробности — в материале «Известий».

Нужно ли менять страховку при замене номеров

Это самый больной вопрос для автовладельца. Полис ОСАГО — довольно дорогое удовольствие, и покупка нового раньше срока — крайне неоправданное финансово действие.

Но порадуем собственников авто — если вы меняете номера на машине, менять из-за этого полис не нужно. Следует только внести в него изменения. Если же страховщик говорит об обратном, нужно жаловаться в контролирующие органы.

Какие изменения в августе?

В августе 2020 года все изменения в ОСАГО будут направлены на индивидуализацию страховых тарифов. Ну и, чтобы было больше чего индивидуализировать, Банк России решил сделать ОСАГО подороже. Преподносится это всё под предлогом более “индивидуальных тарифов”, при которых аккуратные водители будут платить за страховку меньше.

Самое интересное заключается в том, что предыдущий тарифный коридор вполне себе позволял делать одни страховые премии меньше, а другие больше. Для физических лиц он составлял от 2 746 до 4 942 и равнялся 2 196 рублям.

Всё, что требовалось для индивидуализации тарифов – это установить критерии, по которым оценивать аварийность, нарушения ПДД и применять разные базовые тарифы, но нам готовят новые.

Изменения в ОСАГО - новые коэффициенты и стоимость страховки с августа 2020

Что поменяется для водителей

Стоимость полиса ОСАГО по-прежнему будет зависеть от базовой ставки тарифа, которую определяет страховщик в рамках установленного ЦБ диапазона, и рассчитанных для конкретного водителя коэффициентов. Страховщики продолжат, например, учитывать возраст и стаж водителей, мощность транспортного средства и аварийность. Но теперь в рамках базового тарифа страховые компании смогут самостоятельно определять дополнительные факторы, влияющие на цену. В поправках к закону речь в основном идет о параметрах, определяющих манеру вождения.

Страховщик будет вправе поднять стоимость полиса, если клиент до момента заключения договора:

  • был лишен водительских прав (учитывается в течение года после возобновления права на вождение);
  • понес наказание за пьяную езду, а также ДТП со смертельным исходом или серьезными травмами (отсчитывается год после истечения срока наказания);
  • скрывался с места ДТП;
  • неоднократно в течение года нарушал правила дорожного движения. Например, проезжал на запрещающий сигнал светофора, выезжал на встречную полосу или превышал допустимую скорость более чем на 60 км/ч. Нарушения должны быть оформлены инспектором ГИБДД, автоматической фиксации на фото- и видеокамерах недостаточно. Если нарушения правил приводили к страховым выплатам, то для избежания задвоения они по-прежнему учитываются только в коэффициенте бонус-малус (КБМ), а не в рамках базового тарифа.

Фото:Владимир Гердо / ТАСС

Закон также дает компаниям право внедрять собственные критерии, влияющие на стоимость полисов. Чтобы не допустить злоупотреблений со стороны участников рынка, Банк России как регулятор намерен ограничить перечень таких факторов. В частности, на цену страховки не должны влиять аспекты, связанные с национальной, языковой, расовой принадлежностью водителя, его политическими взглядами, должностным положением или вероисповеданием, перечислял в июле зампред ЦБ Владимир Чистюхин. По закону страховщики обязаны теперь раскрывать на своих сайтах, какие факторы влияют на стоимость их полисов ОСАГО.

В прежней редакции закона на базовые ставки страховых тарифов влияли только технические характеристики, конструктивные особенности и назначение транспортных средств.

Из новой версии закона также убраны ограничения для максимального размера общей стоимости ОСАГО — трехкратное (в общем случае) и пятикратное (для нарушителей, сообщивших заведомо ложные сведения или специально устроивших ДТП) по отношению к размеру базовой ставки тарифа с учетом коэффициента для региона, где транспортное средство преимущество используется.

Новые коэффициенты возраста и стажа (КВС)

В первую очередь рассмотрим изменения, которые затронули таблицу коэффициентов, зависящих от возраста и стажа водителей:

N Стаж, лет
Возраст, лет
0 1 2 3-4 5-6 7-9 10-14 более 14
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 16-21 1,93 1,90 1,87 1,66 1,64
2 22-24 1,79 1,77 1,76 1,08 1,06 1,06
3 25-29 1,77 1,68 1,61 1,06 1,05 1,05 1,01
4 30-34 1,62 1,61 1,59 1,04 1,04 1,01 0,96 0,95
5 35-39 1,61 1,59 1,58 0,99 0,96 0,95 0,95 0,94
6 40-49 1,59 1,58 1,57 0,95 0,95 0,94 0,94 0,94
7 50-59 1,58 1,57 1,56 0,94 0,94 0,94 0,94 0,93
8 старше 59 1,55 1,54 1,53 0,92 0,91 0,91 0,91 0,90

Примечание. Зеленым цветом в таблице выделены значения, которые стали меньше, красным – которые увеличились.

Больше всего стоимость страховки возросла у водителей в возрасте от 16 лет до 21 года, не имеющих стажа, – на 6% .

Сильнее всего страховка подешевела у водителей старше 50 лет, имеющих стаж 2 года, – на 7% .

Что это за методика и как давно она существует

Методика расчета выплат по ОСАГО появилась в 2014 году . До этого выплаты по страховке рассчитывались хаотично: страховщики пытались максимально снизить размер выплаты и сэкономить , автовладельцы, напротив, — получить больше средств, чем было положено.

Обе стороны шли на самые разные ухищрения, методики расчета компенсации менялись от страховой к страховой и зависели от коммерческой политики компаний больше, чем от цен на ремонт и на запчасти. Конечно же, такая ситуация приводила к тому, что почти каждый страховой случай приводил к судебным разбирательствам, где стороны пытались договориться о сумме выплаты по ОСАГО.

Поэтому ЦБ принял единую для всей страны методику , где четко прописал схему расчета компенсации, которая работала для любой страховой компании России вне зависимости от региона. Эксперимент удался : количество судебных разбирательств существенно снизилось, а процедура получения страховой выплаты действительно стала более простой и понятной. Но со временем стало очевидно, что старая методика требует доработок .

Назначили ответственных

Проект поправок в положение «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» опубликован на сайте ЦБ. Предложения и замечания по тексту принимаются до 8 декабря.

Одно из самых важных предложений — смена ответственных за извещение о ДТП. В случае принятия поправок автовладелец больше не должен будет извещать страховую о случившемся. Этот пункт кажется специалистам спорным.

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает, что он может противоречить федеральному законодательству.

страховка

«Сейчас задача автовладельца — правильно подать документы в страховую, выполнив положения ст. 961 ГК РФ, которая обязывает их к этому. Там прямо указано, что страхователь по договору имущественного страхования после того, как ему стало известно о наступлении страхового случая, обязан незамедлительно уведомить страховщика или его представителя. ЦБ предлагает изменить этот порядок, и это разумная мера. Однако правильный путь — внесение поправок в Гражданский кодекс, что находится вне компетенции Центрального банка. Такого законопроекта в АСОЗД нет, поэтому, полагаю, ЦБ будет вынужден в будущем работать с правительством по вопросу внесения таких поправок в Госдуму. И очень странно, что такая работа еще не была проведена: юристы ЦБ не могут не знать о порядке внесения поправок в федеральные законы. А действующей версии Гражданского кодекса предложения ЦБ прямо противоречат», — заключил Шапарин.

После проведения экспертизы страховщик сам должен будет ознакомить потерпевшего с результатами тем способом, который автовладелец выбрал при подаче заявления на выплату.

Еще одно изменение, которое ждет автомобилистов в случае принятия поправок, — смена ответственных за признание транспортного средства не подлежащим восстановлению. Теперь это должны будут делать сотрудники ГИБДД, и именно по их документам страховая будет выплачивать за гибель машины.

автомобиль

«Банк России проводит последовательную политику борьбы со страховыми мошенничествами. И одна из крупных лазеек для получения двойной выплаты закроется. Например, происходило ДТП с каким-то ущербом, далее машину признавали «убитой в тотал» и мошенники получали максимальную выплату, если, конечно, авто стоило более 400 тыс. рублей. После получения компенсации машину восстанавливали и продавали на вторичном рынке», — комментирует координатор общественного движения «Синие ведерки» Юлия Каблинова.

Что изменилось в системе автострахования с 9 января 2019 года

Одним из главных изменений в новом законе стал принцип судебных разбирательств между страховыми компаниями и автомобилистами. Заниматься именно вопросами обязательного автострахования будет в 2019 году специальный уполномоченный. Он будет помогать сторонам конфликта прийти к приемлемому решению. Должность омбудсмена по ОСАГО ввели в 2019, 9 января им стал Виктор Климов – руководитель проекта «За права заемщика» Общероссийского народного фронта. С 1 июня этого года омбудсмен начнет решать споры, касающиеся гражданского автострахования. Он начнет принимать заявления автомобилистов, оказывать помощь в решении споры со страховыми компаниями в досудебном порядке. Чтобы получить юридическую поддержку, автомобилистам (физическим лицам) не нужно платить. Обратиться к омбудсмену можно будет вне зависимости от суммы имущественной претензии, в основе которой – условия самого договора страхования. Если вопрос касается взыскания денежных средств, уполномоченный поможет урегулировать спор, когда речь идет о сумме не более 500 тыс. рублей (в остальных случаях новый закон предусматривает разбирательство в суде).

Появление регулятора споров страховщиков и автомобилистов призвано снизить нагрузку судебных органов. Еще одна цель – сократить финансовые затраты владельцев транспортных средств, связанные с подачей искового заявления и оплатой услуг юристов. По статистике, служителям фемиды приходится разбирать несколько сотен тысяч дел.

Ожидается, что с началом работы уполномоченного количество исков по ОСАГО будет в 2019 году значительно меньше. Сузится также поле деятельности всевозможных посредников, которые получают свою долю от неправовых поборов водителей, в том числе за надуманные штрафы и оплату навязанных и несуществующих услуг.

Кроме того, если речь идет о страховом покрытии и ремонте авто, то по новым правилам приоритетом будет оценка стоимости запчастей и услуг автосервиса, а не выплата по факту самого страхового случая, обозначенного в договоре.

Информация о Федеральном законе

26.08.2020 Федеральный закон от 25.05.2020 № 161-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” и приостановлении действия отдельных положений Федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” официально опубликован 25 мая 2020 года.

Изменения, которые рассматриваются в данной статье, начали применяться через 90 дней после официальной публикации (24 августа 2020 года):

2. Статья 1 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Как действовать при смене номеров

Есть ФЗ-40, который разъясняет все вопросы, которые касаются обязательного страхования владельцев ТС. И он, а точнее его статья 15 пункт 8, говорит о том, что собственник авто обязан в письменном виде сообщать страховщику обо всех изменениях.

О смене данных, которые указаны в договоре, нужно сообщать страховщику

Это касается не только госномеров машины, но и всех остальных сведений, указанных в полисе ОСАГО. То есть данных владельца (вдруг сменил фамилию), сведений о ПТС и СТС, о смене собственника и пр.

Сроки сообщения страховщику о смене номеров не регламентированы законом. Они определены как “незамедлительно”. Поэтому, сменив госномер авто, лучше сразу после этой процедуры обратиться с заявлением к страховщику.

Что не затронула реформа

Неизменно то, что ОСАГО обязательно для всех – без этого полиса вы не сможете купить машину в кредит или будете оштрафованы, если на дороге у вас проверят документы.

Базовые тарифы остались прежними, однако и сюда внесли поправки. Ранее тариф был единым, и в какую бы страховую компанию водитель ни обратился – стоимость полиса была одинаковой. Однако ЦБ все же решил повысить конкурентоспособность участников рынка. Так был введен коридор тарифов, благодаря которому страховщики могут сами устанавливать свои расценки, но только в пределах этого коридора. Этого изменения не коснулись, но сам коридор расширился – на 20% в меньшую и большую стороны. Таким образом, минимальная ставка стала еще меньше, а максимальная – выше. И если ваша СК придерживается больших ставок, то, возможно, выросла и стоимость полиса.

Не изменились и территориальные коэффициенты. Ознакомиться с актуальными данными можно в нашей статье.

Что было на первом этапе реформы

ЦБ запустил реформу тарифов на ОСАГО, которая страхует ответственность водителя, но оформляется на конкретный автомобиль, на фоне убыточности этого вида страхования для страховых компаний. В январе 2019 года ЦБ расширил тарифный коридор для базовой ставки страховки на 20% вверх и вниз — в результате вместо фиксированной ставки страховщики получили возможность выбирать ее значение в рамках предложенного диапазона.

Тогда же вступили в силу поправки, которые предусматривали разделение водителей по стажу и возрасту на 58 категорий вместо прежний четырех — в зависимости от этого по-новому формировался коэффициент возраста и стажа (КВС), влияющий на стоимость полиса. С апреля 2019 года в России изменился подход для расчета КБМ, от которого зависит скидка за езду без аварий или надбавка за ДТП. ЦБ, инициировавший реформу, утверждал, что новый подход позволит страховщикам точнее рассчитывать стоимость полисов для водителей и не перекладывать риски нарушителей на аккуратных клиентов.

По данным Российского союза автостраховщиков, за первое полугодие 2020 года средняя премия по ОСАГО осталась практически на том же уровне, что и годом ранее (5363 руб.), и составила 5398 руб. По отношению к дореформенному уровню ее размер уменьшился: в первом полугодии 2018 года она составляла 5673 руб.

Новые страховые тарифы – таблица

Внимательно посмотрев на новую таблицу, сразу становится заметно, что водителям с разными категориями грозят и разные изменения в тарифах.

  1. Физическим лицам, индивидуальным предпринимателям с категориями В, ВЕ, а также категориям А и М – 10%.
  2. Юридическим лицам по категориям В, ВЕ и для всех ТС категорий С, СЕ – 20%.
  3. Машинам такси – 30%.
  4. Общественному транспорту и категориям Д, ДЕ – 3-5%.
  5. Тракторы, дорожно-строительная техника и т.п. – 3%.

Больше всего не повезло страхователям машин такси, поскольку только максимальное значение базового тарифа равняется 9 619, а ведь еще придется умножать на различные коэффициенты!

Таблица новых базовых тарифов ОСАГО 2020
Тип (категория) транспортного средства Базовая ставка страхового тарифа (рублей)
Было до изменений Стало после изменений
Мотоциклы, мопеды и легкие квадрициклы (транспортные средства категории “А”, “М”) 1 694-1407 625-1548
Транспортные средства категории “В”, “ВЕ”:
юридических лиц 2058-2911 1646-3493
физических лиц, индивидуальных предпринимателей 2746-4942 2471-5436
используемые в качестве такси 4 110-7399 2877-9619
Транспортные средства категорий “С” и “СЕ”
с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее 2807-5053 2246-6064
с разрешенной максимальной массой более 16 тонн 4227-7609 3382-9131
Транспортные средства категорий “D” и “DE”
с числом пассажирских мест до 16 включительно 2246-4044 2134-4165
с числом пассажирских мест более 16 2807=5053 2667-5205
используемые на регулярных перевозках с посадкой и высадкой пассажиров как в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, так и в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок 4110-7399 3905-7399
Троллейбусы (транспортные средства категории “Tb”) 2246-4044 2134-4044
Трамваи (транспортные средства категории “Tm”) 1401-2521 1331-2521
Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей 899-1895 872-1952

Отмена КВС для иностранных транспортных средств

Изменения затронули не только саму таблицу с коэффициентами КВС, рассмотренную выше, но и примечания к этой таблице:

При обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации, коэффициент КВС устанавливается в следующем размере:

  • 1,7 – в отношении транспортного средства, владельцем которого является физическое лицо;
  • 1 – в отношении транспортного средства, владельцем которого является юридическое лицо.

Ранее для транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, применялись особые правила. Фактический стаж и возраст водителя не учитывался, а для расчета бралось значение 1,7 (для физических лиц) или 1 (для юридических лиц). С 5 сентября 2020 года возраст и стаж водителей иностранных автомобилей учитывается на общих основаниях.

Что изменилось с принятием новой методики

Главное изменение — теперь справочники с ценами на ремонтные работы, запчасти и материалы индивидуальны для всех 85 российских субъектов . Раньше вариантов этого справочника было всего 13 , их создавали для каждого экономического региона страны. Соответственно, цены на запчасти и ремонтные работы были одинаковыми как для Москвы, так и для Рязанской или Смоленской областей, которые находятся в одном Центральном федеральном округе. Замена одной и той же детали стоит дешевле в Рязани, нежели в Москве, хотя сама запчасть в Рязани может обойтись дороже из-за логистики и меньшего спроса.

утилизация автомобилей

Именно эту проблему должна решить новая методика — она учитывает как разницу в стоимости запчастей в разных регионах России, так и разницу в стоимости самих работ . Чтобы данные в справочниках оставались актуальными, их теперь будут обновлять раз в три месяца, а не раз в полгода , как раньше, поскольку с ростом инфляции и регулярными скачками валют стоимость деталей сильно меняется. Также для расчета средней цены будут учитывать не только цену в одном конкретном магазине , который выберет пострадавший или страховая компания. Этот показатель будет складываться из цен как минимум в пяти профильных магазинах конкретного региона .

Еще одним важным нововведением стал запрет на использование при расчетах б/у запчастей . Раньше такая практика была применима: эксперт с письменного согласия страховщика и владельца пострадавшего автомобиля мог рассчитать стоимость ремонта, исходя из цен на вторичные запчасти, — например, если новую нужно было ждать больше 45 дней. Теперь финальная стоимость в любом случае будет зависеть от цен на новые запчасти . А поскольку страховщики все еще могут компенсировать размер ущерба не ремонтом, а рублями, размер выплат должен вырасти.

В октябре 2021 года фара для новой Toyota Camry в Центральном федеральном округе стоила около 98 000 руб., в Крымском округе — 94 000 руб., в Северо-Кавказском — 99 500 руб., а в Северо-Западном — уже 101 000 руб. Для разных федеральных округов разброс цен внушительный, а цены серьезно отличаются даже в рамках одного магазина в одном городе в зависимости от наличия запчасти.

Так, в Москве в одном из самых популярных магазинов запчастей та же самая фара для Toyota Camry под заказ с доставкой 35 дней стоит 102 000 руб., а запчасть в наличии стоит уже от 162 000 руб. При этом на втором, тоже крупном и популярном портале, аналогичная деталь с доставкой через две недели стоит на порядок дешевле — 123 000 руб. А для Симферополя стоимость детали под заказ с доставкой в течение тех же двух недель составит 114 000 руб.

Попросят СНИЛС

Еще одно важное нововведение, по мнению Каблиновой, — идентификация получателя денежной компенсации по СНИЛС, которая позволит выявить тех, кто многократно получал денежные выплаты. Это обстоятельство часто (хотя и не всегда) связано с мошенническими действиями.

«Если человек получал 25 раз компенсацию в год, может быть, он и не виноват, что ему так не везло, но вероятность, что здесь что-то не так, очень высокая. Часто в базу данных вносятся ошибочные данные, меняют написание фамилии. Идентификация по СНИЛС позволит избежать таких накладок. Что касается информирования страхователя за счет страховой компании — тоже полезное нововведение. Также правовым пробелом было отсутствие обязанности у страховой предоставлять результаты экспертизы повреждений автомобиля», — заключила Каблинова.

Сколько придется заплатить при оформлении полиса по новому закону ОСАГО

Новые правила ОСАГО ввели в 2019 году. С 9 января по указанию ЦБ РФ был расширен коридор базовой стоимости полиса. Минимальная цена снизилась на 20%, и на столько же стала выше максимальная.

Фактический расчет стоимости базового тарифа составил 2746−4942 руб. Предыдущие показатели были следующими: 3432 руб. – наименьшая и 4118 руб. – наибольшая цена.

новые коэффициенты ОСАГО

По информации ТАСС, осенью этого года изменится количество коэффициентов по стажу и возрасту – их станет 58. От того или иного показателя будет в значительной степени зависеть расчет стоимость полиса. Так, для водителя с небольшим стажем (до 2 лет) он составит 1,87, для сравнения 1,8 в предыдущий период. Аналогичное значение будет, к примеру, при расчете коэффициента страховки автомобиля, которым пользуются несколько водителей.

В зависимости от соотношения возраста автовладельца и его стажа можно оформить полис со скидкой. Ранее снизить стоимость по этим показателям было нельзя. Максимальная экономия по возрасту и стажу составит 7 процентов. Подробнее с условиями тарифов вы можете ознакомиться здесь.

Как изменился КБМ

КБМ – это коэффициент бонус-малус. Он применяется для расчета страховой премии в зависимости от того, сколько аварий произошло по вине водителя в течение года. Больше всего изменения коснулись именно этого аспекта ОСАГО. Одно из них – расчет КБМ не на период действия полиса, а на календарный год. Это, в свою очередь, помогло исправить много других недочетов этой системы.

Недочеты старых расчетов КБМ

Недостатки заключались в следующем:

  • На одного водителя могло быть зарегистрировано несколько КБМ. Происходило это в том случае, если он был вписан в несколько полисов на несколько машин.
  • Если гражданин становился виновником аварий на автомобиле с полисом на неограниченное число водителей, на его личный КБМ это ДТП не влияло.
  • Скидка обнулялась при смене ТС.
  • Накопленный бонус-малус сгорал, если в течение года водитель не садился за руль авто и не оформлял новую страховку.

Как исправили недостатки

Во-первых, решена проблема с множеством КБМ и путаницей, которая могла возникнуть при оформлении полиса, если за водителем числятся какие-либо ДТП. Поэтому начисленный при покупке ОСАГО коэффициент теперь действует в течение всего календарного года. Количество аварий, «записанных» на водителя, не влияет на размер КБМ до пересчета. До этой поправки показатель мог меняться в течение года.

Перерасчет КБМ теперь будет производиться сразу для всех водителей 1 апреля каждого года. В 2020 году водителям с несколькими коэффициентами дали своеобразную амнистию, присвоив им наименьший КБМ и значительно снизив стоимость полиса. При новом расчете будут учитываться данные об авариях, произошедших с 1 апреля по 31 марта. То есть если вы стали виновником ДТП в мае 2020 года, то это повлияет на коэффициент только в 2021 году.

Грубые нарушения ПДД также будут учитываться при расчете стоимости полиса. Так, если вы водили машину в нетрезвом виде, отказались от медицинской экспертизы, сбежали с места ДТП или неоднократно проезжали на красный и выезжали на встречку, страховая компания учтет это в течение года. Однако только в тех случаях, если инспектор ГИБДД составил протокол ДТП. Фиксация камерами в расчет браться не будет. Если не было аварии, страхового случая и выплаты пострадавшему, то нарушения не повлияют на КБМ.

Изменения коснулись и юридических лиц. Если раньше у всех ТС компании был разный КБМ, то с 1 апреля 2020 года у них единый бонус-малус в размере среднего арифметического по всем действующим страховкам. Страховка подорожает для всех, если хотя бы один водитель станет виновником аварии, или подешевеет, если все водители проведут год без аварий.

Еще одна разрешенная проблема – отсутствие некоторых водителей в базах данных страховщиков, то есть тех, кто оформлял полис без ограничения числа допущенных к ТС водителей. Для водителей, не зарегистрированных в базе, КБМ будет равен 1.

Есть ли изменения коэффициентов?

Как ни странно, но, совершенно не афишируя, изменили и некоторые коэффициенты. В основном, меняли те, которые так или иначе связаны с безопасностью и разной степенью риска наступления страхового случая.

  1. Как итог, получаем новые коэффициенты по возрасту и стажу. Молодым водителям с маленьким стажем увеличили, а возрастным с большим стажем – сделали поменьше.
  2. Однозначно подорожает страховка без ограничений, поскольку изменили и соответствующий коэффициент.
  3. Почему-то меняют и территориальный коэффициент, к счастью, в основном, в сторону уменьшения, но есть города и регионы, где КТ поднимется.

Таблица новых коэффициентов возраста и стажа в августе 2020 года
Новые коэффициенты возраста и стажа в ОСАГО в августе 2020 года

Подорожает ли ещё цена страховки в 2021 году?

По состоянию на 07 Декабря 2021 года поправок в соответствующее Указание Банка России о базовых страховых тарифах, а также изменения коэффициентов не планируются. Мы ежедневно мониторим информацию об изменениях в законодательстве Об ОСАГО и обновим статью, как только такие обновления появятся.

Увеличение КВС для юридических лиц

1. В случае если собственником транспортного средства является юридическое лицо, коэффициент КВС увеличивается в 1,8 раза.

Данное примечание вводит одно из самых серьезных изменений. С 5 сентября 2020 года КВС для всех автомобилей, принадлежащих юридическим лицам, увеличивается в 1,8 раза. То есть это автоматически приводит к тому, что стоимость страховки у транспортных средств юридических лиц возрастает в 1,8 раза.

Например, Андрей имеет стаж 12 лет и возраст 35 лет.

При покупке страховки для личного автомобиля его КВС составит 0,95.

Если Андрей решит купить точно такую же страховку для автомобиля, принадлежащего юридическому лицу, размер КВС составит 0,95 * 1,8 = 1,71

Что говорят эксперты про новую методику

Как обычно, мнения разнятся. Президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс считает, что внедрение новой методики поможет существенно снизить количество судебных заседаний по страховым выплатам, поскольку схема расчета будет прозрачной и понятной как для страховой компании, так и для владельца пострадавшего автомобиля.

Однако глава юридической службы Национального автомобильного союза Вадим Геворкян высказал опасение, что средняя цена в справочнике все равно будет некорректной, поскольку на одном и том же сайте есть дорогие оригинальные запчасти и совсем дешевые реплики из Китая. Также существенно отличается стоимость запчастей в наличии и под заказ.

Пока ЦБ не дал полноценного разъяснения, как именно будет высчитываться средняя стоимость запчастей, но самым логичным было бы брать за основу цену, установленную официальным производителем.

Отнеслись настороженно

Большинство экспертов, опрошенных в процессе написания материала, отказались пока рассуждать на тему предложенных поправок, ссылаясь на неоднозначные и размытые трактовки новых правил. Российский союз автостраховщиков ответил скупо и сухо:

автомобиль

«Безусловно, правила ОСАГО нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Новая редакция правил ОСАГО в настоящее время изучается РСА, отдельные положения правил прорабатываются с Банком России, с которым РСА находится в конструктивном диалоге», — сообщили в РСА. При этом союз уточняет, что делать какие-то выводы очень рано.

Юристы, в свою очередь, не видят ничего революционного в новых правилах. Более того, некоторые из них уже предусмотрены в существующих законах и указаниях.

«По факту страхового случая, как правило, обращается потерпевший, а виновника освободили от обязанности уведомлять страховую еще с 01.05.2019 (Федеральным законом от 1 мая 2019 г. № 88-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пп. «ж» п. 1 ст. 14 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ признан утратившим силу)», — заключил автоюрист Михаил Никитин.

Указание Банка России

Многие страховые компании уже традиционно регулярно вводили автовладельцев в заблуждение. Поэтому и вопрос о том, нужно ли менять страховку при смене номеров, был очень острым и непонятным.

Недобросовестные страховщики при обращении граждан сообщали им о том, что из-за смены номеров им теперь нужно покупать новый полис ОСАГО. И граждане, думая, что это так и есть, несли дополнительные расходы.

Банк России регулярно получал жалобы от владельцев авто, которых страховые компании заставляли покупать новые полиса, хотя нужно было просто внести изменения в старые. И регулятор официально указал на то, что это — нарушение действующего законодательства.

В итоге в августе 2020 года было составлено специальное официальное письмо ЦБ РФ, которое было направлено всем страховым компаниям. И в нем разъяснялось, что при изменении данных необходимости в полной замене полиса ОСАГО нет.

Если полис был заключен в электронном виде, то заявление на смену данных можно подать онлайн

Его начало сообщает о том, что Банк России стал получать много жалоб от автовладельцев, которые сталкиваются с трудностями и препятствиями при намерении внести изменения в действующий полис. Важные моменты из этого письма.:

  • ЦБ напоминает, что по закону автовладелец в течение срока действия полиса ОСАГО должен незамедлительно уведомлять страховщика обо всех изменениях данных. Страховщик же должен принять заявление и в течение 5 дней внести данные в базу;
  • после приема заявления страховщик должен выдать страхователю новый бланк полиса с внесенными изменениями;
  • если изменения не отражаются в самом полисе, например сменился только адрес прописки собственника авто, сам бланк менять не нужно. Он меняется только в том случае, если меняют данные, которые в нем указаны;
  • если страхователь обнаружил в полисе технические ошибки, страховщик по его заявлению обязан заменить бланк.

И самое важное из этого письма касается страховых договоров, которые были заключены в электронном виде. Действительно, бывает так, что полис покупается дистанционно, офиса страховщика вообще может не быть в ближайшей доступности страхователя. Тогда при внесении изменений могут возникнуть проблемы.

Пользуясь ситуацией и тем, что в законе прописан вариант именно письменного уведомления, страховщики загоняли клиентов в бюрократические узлы. Но Банк России в своем письме пояснил, что если ОСАГО было оформления в электронном виде, то и заявление о смене номеров или иных данных также можно подать удаленно. И страховщик должен направить страхователю новый электронный документ с внесенными изменениями.

Коронавирус на пользу водителям

Казалось бы, что хорошего в карантине? Однако водителям он сыграл на руку. Дело в том, что многие автомастерские закрылись на период самоизоляции. А это привело к тому, что водители, которым в апреле—мае нужно было переоформить автогражданку, не смогли получить диагностическую карту.

ЦБ пошел автомобилистам навстречу. На период с 1 марта по 30 сентября 2020 года водители могут получить ОСАГО без прохождения технического осмотра. Однако постепенно строгие ограничения снимаются, автомастерские – открываются, а значит, страхователям потребуется предоставить документы в СК до 31 октября 2020 года. В противном случае страховщик, конечно, выплатит компенсацию пострадавшим, однако потребует эти деньги с самого водителя.

В случае если карантин и строгие меры самоизоляции придется продлить, правительство РФ может увеличить срок оформления ОСАГО без техосмотра, однако не более чем на 90 дней.

Новый закон о регрессе за отсутствие техосмотра с 1 марта 2021 года

И до указанной даты существовала норма, предусматривающая регрессное требование за отсутствие диагностической карты, но только для такси и некоторых других видов транспорта.

С 1 марта 2021 года если у вас не пройден (или аннулирован) техосмотр, вы стали виновником ДТП, а само происшествие произошло по причине неисправности вашего автомобиля, то страховщик может выставить вам регресс – то есть требование заплатить всю сумму денег, которую страховая возместила потерпевшему.

Такую поправку вносит новый Федеральный закон №122, вносящий изменения в статью 14 ФЗ Об ОСАГО, как раз и перечисляющую условия для возможности регрессного требования.

Таким образом, регресс по новому закону будет возможен при 3 условиях:

  1. в данном ДТП виноваты вы,
  2. столкновение произошло по причине вашего неисправного автомобиля,
  3. у вас отсутствует действующая диагностическая карта.

Если же авария случилась из-за нарушения вами какого-либо пункта ПДД (например, вы не уступили дорогу другой машине), то здесь ОСАГО будет работать в полной мере – выгодной для вас.

Новый закон о регрессе за отсутствие ОСАГО в марте

Расчет КВС для водителей, не имеющих российских прав

2. Стаж водителей, не имеющих российского национального водительского удостоверения, принимается равным нулю.

Еще одно очень серьезное нововведение. Если водитель управляет автомобилем на основании иностранных прав, то при расчете стоимости страховки его стаж не учитывается. То есть значение КВС берется из первого столбца приведенной выше таблицы.

Например, Борис имеет стаж вождения 15 лет, а его возраст 61 год. При этом у Бориса есть только иностранное водительское удостоверение, выданное в Казахстане.

При покупке ОСАГО до 5 сентября 2020 года Борис мог рассчитывать на минимальный коэффициент КВС равный 0,93.

С 5 сентября 2020 года стаж Бориса при расчете КВС не учитывается и коэффициент принимает значение 1,55.

Если Вы попали в похожую ситуацию и стоимость страховки серьезно возросла, то имеет смысл обратиться в ГИБДД для замены иностранного водительского удостоверения на российское. В этом случае стаж будет полностью перенесен, после чего страховка станет заметно дешевле.

Коснутся третьих лиц

В пресс-службе Центробанка отметили, что изменения действительно не коснутся самих участников ДТП. В поправках говорится скорее о третьих лицах, причастных к ДТП.

дпс

«Порядок информирования страховщика о факте ДТП не меняется. Водитель, причастный к ДТП, обязан проинформировать страховщика ОСАГО об аварии в кратчайшие сроки, но не позднее пяти рабочих дней с момента ДТП. Изменения касаются только информирования страхователя (не причастного к ДТП) о факте ДТП. Сейчас, если за рулем находилось лицо, не являющееся страхователем, то такой водитель должен сообщить о ДТП не только страховщику, но и страхователю. Теперь водители, причастные к ДТП, должны будут направить извещение о ДТП страховщикам, которые уже проинформируют страхователей. Такой подход направлен на снятие дополнительных обязанностей с лиц, не являющихся профессиональным участником страховых отношений. Также изменения позволят страхователям своевременно получать информацию о факте наступления страхового случая по заключенному таким лицом договору ОСАГО», — сообщили в пресс-службе регулятора.

Резюме

Итак, подведем определенные итоги того, какие изменения в законе по ОСАГО будут в 2019 году и какие уже действуют. Как мы видим, их общая цель заключается в том, чтобы упростить процедуру оформления и расчета итоговой стоимости полиса.

Несмотря на то, что коридор ставок расширен как в большую, так и в меньшую сторону, основная часть автовладельцев столкнется по факту с удорожанием страховки. Тарифы ОСАГО будут в 2019-м дешевле только для автомобилистов пенсионного и предпенсионного возраста – тех, у кого большой стаж вождения и безаварийной езды. Для молодых водителей оформить полис по новым правилам станет дороже.

Некоторые пункты расчета страховки остались прежними. Так, льготы и скидки на полис обязательного автострахования сохранены для водителей с инвалидностью.

Увеличится и денежное выражение штрафных санкций. Однако КБМ теперь будут рассчитывать не на все время действия страховки, а только на год и по первым числам апреля определяться заново.

Переход на электронный бланк полиса упростит систему считывания информации для сотрудников ГИБДД и сделает процедуру видеослежения за автомобилями автоматической. Кроме того, нововведение практически исключит случаи мошеннических действий с оформлением полиса, возможность его подделки и будет четко выявлять тех водителей, у которых нет страховки.

На какие договоры ОСАГО распространяется изменение стоимости?

Пришло время разобраться, на какие типы договоров ОСАГО распространяется нововведение. Если говорить коротко, то на все:

  • открытая страховка (без ограничения водителей) – проверяются нарушения страхователя, то есть человека, оформляющего страховку;
  • с ограничениями – проверяются нарушения для всех водителей, которые будут вписаны в полис.

Примечание. Исходя из формулировки рассматриваемого пункта 2 (и подпункта “б”), можно сделать вывод о том, что если каждый из двух водителей, вписанных в страховку, имеет по одному нарушению из таблицы выше, то стоимость ОСАГО может быть увеличена.

Как происходят изменения в Тинькофф Страхование

В последнее время все больше автовладельцев пользуются услугами Тинькофф Страхования. Преимущество компании — ее дистанционная работа, лишенная бюрократических проволочек. Все обращения принимаются онлайн, все вопросы решаются дистанционно без беготни по офисам.

И Тинькофф сразу говорит о том, что если клиент сменил государственные номера, он может внести изменения в полис ОСАГО дистанционно. Каждому клиенту дается бесплатный доступ в мобильное приложение, откуда и ведется управление услугой.

Если гражданину нужно внести изменения, уведомить о смене государственных номеров, он заходит в приложение, выбирает раздел страхования, там находит пункт “Внести изменения в полис”.

После клиент переадресовывается в круглосуточный чат поддержки, через который и вносятся изменения. Они подтверждаются кодом, присланным на клиентский телефон. После данные меняются в электронном бланке полиса.

Доплачивать за изменение гос номеров авто не нужно. Доплата происходит только по объективным причинам, например, при добавлении нового водителя.

Стаж и возраст имеют значение: изменения в КВС

Многие автолюбители отмечали несправедливость: молодые водители с маленьким стажем вождения могли заплатить за страховку столько же, сколько опытные. И наоборот.

Дело в том, что категорий возраст-стаж было всего четыре:

  • Возраст от 18 до 22 лет;
  • Возраст свыше 22 лет;
  • Стаж до 3 лет;
  • Стаж от 3 лет и старше.

Для разных комбинаций этих категорий было всего 4 коэффициента КВС (возраст-стаж) – от 1 до 1,8. Таким образом, гражданин, в 25 лет, имеющий стаж вождения 3 года, покупал ОСАГО за ту же цену, что и опытный 40-летний водитель со стажем более 20 лет. Юные водители, получившие права в 18 лет, могли подождать 4 года и сесть за руль без удорожания полиса.

Однако реформа ОСАГО увеличила количество категорий возраста и стажа до 58. Минимальный коэффициент для опытных взрослых водителей теперь составляет 0,93 (против 1 в 2018 году), а максимальный, для «зеленых» – 1,87. Подробную таблицу можно найти в нашей статье.

На сколько увеличится стоимость ОСАГО?

Рассмотрим самый важный вопрос, который волнует автовладельцев. На сколько будет увеличена стоимость ОСАГО?

Закон не дает однозначного ответа на этот вопрос. Он лишь говорит о том, что страховые компании самостоятельно устанавливают базовые ставки в зависимости от нарушений.

Напомню, что для легковых автомобилей в 2020 году базовые ставки устанавливаются в пределах 2 746 – 4 942 рублей. Для расчета итоговой стоимости полиса базовая ставка умножается на несколько коэффициентов. Ознакомиться с расчетом ОСАГО Вы можете на следующей странице:

То есть, страховая может установить для водителей, не нарушающих правила, базовую ставку в размере 2 746 рублей. А для нарушителей – в размере 4 942 рубля. В этом случае цена полиса возрастет в 1,8 раза. Однако это лишь теоретическое рассуждение.

На практике дело обстоит совсем по другому. В течение нескольких последних лет страховые компании довольно часто жалуются на то, что ОСАГО – убыточный вид страхования. Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, многие страховые выбирают для всех водителей базовый тариф, соответствующий максимальной границе (4 942 рубля) либо очень близкий к этой границе. То есть даже после того, как рассматриваемое сегодня нововведение начало действовать 24 августа 2020 года, многим страховщикам оказалось просто некуда увеличивать стоимость страховки.

С другой стороны, страховые могут уменьшить цену ОСАГО для водителей, не нарушающих правила. Однако для чего им это делать? Ведь если исходить из того, что ОСАГО убыточно и денег итак не хватает, то не стоит рассчитывать и на то, что страховые добровольно откажутся от части денежных поступлений.

На самом деле, только жизнь покажет, как именно изменятся тарифы на покупку автомобильной страховки.

Давайте еще раз вернемся к пункту 2 и рассмотрим несколько его интересных особенностей:

  1. Страховые компании могут использовать информацию о штрафах для расчета базовых ставок, однако они не обязаны этого делать. Так что не исключено, что страховщики не будут “заморачиваться” с расчетами и просто оставят единый базовый тариф для всех водителей.
  2. В законе не указано, как именно наличие нарушений должно повлиять на стоимость ОСАГО. Подразумевается, что если нарушений больше, то и страховка должна быть дороже. Однако страховые компании могут поступить и наоборот. То есть сделать страховку для нарушителей дешевле. Маловероятно, что именно так и будет, однако возможность такая есть.

Штраф за отсутствие диагностической карты отложили

Другой новый закон вводил отдельный штраф за отсутствие техосмотра также с 1 марта 2021 года. На 2 000 рублей могли начать штрафовать водителей, у которых не было действующей диагностической карты.

Однако, из-за пандемии вступление в силу этой поправки отложили ещё на один год. Теперь начало действия штрафа запланировано на весну 2022 года.

Отмена коэффициента для управления автомобилем с прицепом КПр

6. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему (далее – коэффициент КПр).

N п/п Прицеп в зависимости от типа и назначения транспортного средства Коэффициент КПр
1 2 3
1 Прицепы к легковым автомобилям, принадлежащим юридическим лицам, к мотоциклам и мотороллерам 1,16
2 Прицепы к грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее, полуприцепы, прицепы-роспуски 1,40
3 Прицепы к грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 16 тонн, полуприцепы, прицепы-роспуски 1,25
3 Прицепы к тракторам, самоходным дорожно-строительным и иным машинам, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей 1,24
4 Прицепы к другим типам (категориям) и назначению транспортных средств 1

Коэффициент КПр полностью исключен из Указания Банка России. Начиная с 5 сентября 2020 года использование прицепа никак не влияет на стоимость страховки. То есть, при наличии любой страховки ОСАГО на автомобиль можно к этому автомобилю присоединить и прицеп. Никакого нарушения при этом не будет.

Что касается финансовой стороны вопроса, то можно сказать, что страховка станет несколько дешевле для тех водителей, кто раньше покупал специальный полис для эксплуатации с прицепом (для личных легковых автомобилей с прицепом такой полис не требовался).

Не решит всех проблем

Антон Шапарин отметил, что предложения ЦБ регулируют технику взаимодействия страхователя и страховщика, при этом они не решают основные проблемы, существующие в системе ОСАГО.

«Существенное превышение сборов над размером выплат — выплачивается только 54% от сборов вместо положенных по закону 77% — пока остается без внимания регулятора. Постоянное изменение правил работы рынка ОСАГО говорит о непродуманности законодательства. Регулятор вынужден постоянно принимать правовые «заплатки», которые делают нормативную базу еще более фрагментированной», — заявил Шапарин.

Больше водителей – дороже страховка

Оно и понятно: водители, вписывающие в страховку на свою машину членов семьи или друзей, знают, что такой полис стоит дороже и, как правило, его стоимость рассчитывается из стажа самого неопытного водителя из списка. Других повышающих коэффициентов на такое ОСАГО нет.

Однако есть полисы с неограниченным числом водителей – и ездить на таких автомобилях может кто угодно. К этой страховке применяется повышающий коэффициент, и в 2020 году он стал выше для физических лиц. Сейчас он выглядит так:

  • для физлиц – 1,87 (до 2019 года – 1,8);
  • для юрлиц – 1,8 (без изменений).

То есть тем, кто не вписывает конкретных водителей в полис, придется платить примерно на 4% больше, чем раньше.

Отмена коэффициента нарушений КН

9. Коэффициент, применяемый при наличии действий (бездействии) владельцев транспортных средств, предусмотренных пунктом 3 статьи 9 Федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (далее – коэффициент КН).

Коэффициент КН равен 1,5.

Коэффициент нарушений КН применялся при расчете стоимости ОСАГО для тех водителей, которые допустили серьезные нарушения правил страхования.

Например, если водитель скрылся с места ДТП.

Коэффициент нарушений увеличивал стоимость страховки в 1,5 раза. С 5 сентября 2020 года этот коэффициент не используется.

Как страховые могут получать информацию о нарушениях?

Рассмотрим пункт 1 статьи 30 обновленного документа:

Органы внутренних дел посредством электронного взаимодействия предоставляют страховщикам, профессиональному объединению страховщиков по их запросам необходимые для реализации положений настоящего Федерального закона сведения о водительских удостоверениях лиц, допущенных к управлению транспортными средствами, о транспортных средствах, состоящих на государственном учете, и зафиксированных сотрудниками полиции дорожно-транспортных происшествиях.

Органы внутренних дел посредством электронного взаимодействия предоставляют страховщикам, профессиональному объединению страховщиков по их запросам необходимые для реализации положений настоящего Федерального закона сведения о водительских удостоверениях лиц, допущенных к управлению транспортными средствами, о транспортных средствах, состоящих на государственном учете, и зафиксированных сотрудниками полиции дорожно-транспортных происшествиях, а также сведения о привлечении владельцев транспортных средств к административной или уголовной ответственности за правонарушения в области безопасности дорожного движения, необходимые для установления страховщиками значений базовых ставок страховых тарифов в соответствии с подпунктом “а” пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Из данного пункта можно сделать вывод о том, что страховые компании будут в автоматическом режиме обращаться к базе данных ГИБДД и получать необходимую информацию о штрафах. С технической точки зрения это не представляет особых сложностей. Тем более, что в 2022 году проверить информацию о штрафах через интернет может любой желающий:

И другие поправки

Уже в июне 2020 года можно будет внести поправки в полис ОСАГО и получить его всего за 20 минут. Правда, это касается только тех случаев, когда страховщику не нужно доплачивать за перевыпуск полиса. В случае с доплатой сроки все те же – 2 дня.

Ранее страхователи проводили осмотр самостоятельно, если сам клиент этого не делал. Теперь СК обязаны уведомлять своих клиентов о проведении независимой экспертизы пострадавшего в ДТП автомобиля – не позднее чем за три дня до процедуры. Уведомление будет передано по электронной почте или «иным способом», подтверждающим, что вас информировали об экспертизе.

Сокращается и количество коэффициентов, влияющих на стоимость ОСАГО. Теперь не будет учитываться Кпр, который применялся при использовании прицепа, и КН, назначающийся за грубые нарушения условий страхования (предоставление ложных сведений, намеренное создание ситуации для страхового случая и т. д. ).

Отдельной проблемой был коэффициент КН. Дело в том, что по правилам оформления Европротокола извещение о ДТП нужно отправить в страховую компанию в течение 5 дней. Однако часто клиенты либо не знали об этом, либо по каким-то причинам не успевали уведомить СК. В итоге страхователи пользовались этим и повышали стоимость полиса за счет нарушения договора по ОСАГО. Исключение этого коэффициента позволит избежать несправедливых наценок.

Новая финансовая платформа 2021

Соответствующий законопроект также вступил в силу ещё в прошедшем году. И аналогично коэффициенту нарушений, в 2021 году новшество ещё не практикуется.

Речь идёт о специальной финансовой платформе, с помощью которой можно приобрести страховку ОСАГО, выбрав наиболее выгодную от различных страховых компаний. И это хорошая идея на фоне увеличившегося коридора конечных цен на полисы.

Однако, фактически на сегодняшний день такое введено только на двух площадках.

Оформление страховки онлайн и штраф за отсутствие

Выбор коэффициента КБМ при наличии нескольких водителей

5. Для договоров обязательного страхования, предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое лицо, страховой тариф рассчитывается с применением максимального значения коэффициента КБМ, определенного в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством.

5. Для договоров обязательного страхования, предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, страховой тариф рассчитывается с применением максимального значения коэффициента КБМ, определенного в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством.

В пункте 5 приложения 4 исчезло упоминание физических лиц, являющихся владельцами транспортных средств. То есть обновленный пункт говорит о том, что при покупке ограниченной страховки правила стали одинаковыми для физических и юридических лиц. В качестве КБМ выбирается наибольший коэффициент среди всех водителей, допущенных к управлению.

Новые лимиты выплат по европротоколу

Напомним также, что с недавних пор действуют полноценные максимальные выплаты в случае оформления ДТП по европротоколу. То есть вместо 100 000 рублей, как было ранее, вы можете теперь получить полную сумму страхового возмещения за ущерб – 400 тысяч. Однако, есть для этого дополнительные условия:

  • обстоятельства ДТП должны быть зафиксированы специальными техническими средствами,
  • либо фиксация должна быть произведена с помощью специального приложения, работающего через Госуслуги.

Новые формулы для расчета стоимости страховки

Выше были рассмотрены базовые страховые тарифы и коэффициенты, которые изменились с 5 сентября 2020 года. Однако кроме них нововведения затронули и формулы, которые используются для расчета.

Категория ТС Старые формулы
(для физических лиц
для юридических лиц)
Новая формула
“B”, “BE” (в том числе такси), зарегистрированные в РФ Т = ТБ * КТ * КБМ водителя * КВС * КО * КМ * КС * КН
Т = ТБ * КТ * КБМ юридического лица * КО * КМ * КС * КН * КПр
Т = ТБ * КТ * КБМ * КВС * КО * КМ * КС
“A”, “M”, “C”, “CE”, “D”, “DE”, “Tb”, “Tm”, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, зарегистрированные в РФ Т = ТБ * КТ * КБМ водителя * КВС * КО * КС * КН * КПр
Т = ТБ * КТ * КБМ юридического лица * КО * КС * КН * КПр
Т = ТБ * КТ * КБМ * КВС * КО * КС
“B”, “BE” (в том числе такси) для движения к месту регистрации или техосмотра Т = ТБ * КБМ водителя * КВС * КО * КМ * КП
Т = ТБ * КБМ юридического лица * КО * КМ * КП * КПр
Т = ТБ * КБМ * КВС * КО * КМ * КП
A”, “M”, “C”, “CE”, “D”, “DE”, “Tb”, “Tm”, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины для движения к месту регистрации или техосмотра Т = ТБ * КБМ водителя * КВС * КО * КП * КПр
Т = ТБ * КБМ юридического лица * КО * КП * КПр
Т = ТБ * КБМ * КВС * КО * КП
“B”, “BE” (в том числе такси), зарегистрированные за границей Т = ТБ * КТ * КБМ водителя 2 * КВС * КО * КМ * КП * КН
Т = ТБ * КТ * КБМ юридического лица 2 * КО * КМ * КП * КН * КПр
Т = ТБ * КТ * КБМ * КВС * КО * КМ * КП
A”, “M”, “C”, “CE”, “D”, “DE”, “Tb”, “Tm”, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, зарегистрированные за границей Т = ТБ * КТ * КБМ водителя 2 * КВС * КО * КП * КН * КПр
Т = ТБ * КТ * КБМ юридического лица 2 * КО * КП * КН * КПр
Т = ТБ * КТ * КБМ * КВС * КО * КП

Из данной таблицы можно сделать следующие выводы:

  • Формулы расчета стали едиными для транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам.
  • Коэффициенты КН и КПр полностью исключены из формул. Это не удивительно, ведь чуть выше речь шла о том, что эти коэффициенты в Указании Банка России больше не упоминаются.
  • Коэффициент возраста и стажа КВС ранее не использовался при расчете стоимости страховки для юридических лиц. Теперь же он присутствует в формулах.

В заключение хочу отметить, что с 5 сентября 2020 года правила расчета стоимости страховки ОСАГО изменились довольно сильно. И если Вас в ближайшее время ожидает покупка нового полиса ОСАГО, то рекомендую заранее рассчитать его предполагаемую стоимость с помощью обновленного калькулятора ОСАГО:

Ведь в первое время не исключены ошибки страховых компаний при расчете по новым правилам.

Что касается итоговой стоимости страховки для каждого водителя, то невозможно сделать однозначный вывод о том, станет она больше или меньше. Дело в том, что изменения одновременно затронули множество коэффициентов. Поэтому не исключено, что у кого-то страховка станет немного дешевле, а у кого-то несколько дороже. Расчет в любом случае имеет смысл сделать индивидуально для каждого водителя.

Какие изменения не вступили в силу, но планируются в 2021 году?

Теперь давайте рассмотрим ряд поправок, которые обсуждаются, но пока ещё не действуют. К слову, далеко не факт, что они начнут действовать уже в 2021 году – возможно, они никогда не вступят в силу.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий