Натяжитель троса своими руками

Содержание

Талреп – полезное устройство с необычным названием для работы с тяжелыми предметами

Можно смело утверждать, что практически каждый человек видел такое полезное приспособление, как натяжитель троса. Многие даже умеют пользоваться этим устройством. Однако мало кто знает, что у данного устройства имеется название – это талреп. Это слово было введено в обращение профессиональными такелажниками. В нашей статье мы расскажем о талрепах, их ключевых особенностях, а также советах по правильной эксплуатации.

Дополнительная сила – талреп. Зачем нужен натяжитель троса?

Приспособление талреп появилось, чтобы облегчить жизнь строителей. Используют его при выполнении строительно-монтажных работ для того, чтобы натянуть тросы, цепи, кабели и прочий такелаж (снасти). Натяжитель троса надежно фиксирует растяжки, которые человеку осуществить не под силу. Тарлеп пригодится, например, при установке вытяжки на кухне.

Как натянуть метал трос между столбами. Технология прокладки кабеля на тросе. Талреп изнутри – как он устроен

Так как грузовой талреп имеет особую конструкцию, это позволяет ему выдерживать большие напряжения и усилия, даже если работать с довольно тяжелыми грузами. Изначально это приспособление использовалось для того, чтобы соединять деревянные и металлические конструкции самых различных типов. Зачастую его используют при такелажных работах, когда необходимо закрепить перевозимое или монтируемое оборудование, или же любой другой увесистый груз. Если нужно сделать монтаж металлической мачты или же антенны, то именно данный инструмент поможет с этим справиться.

Металлическим приборам свойственно ржаветь, если они некоторое время находятся под влиянием влаги. Но нержавеющий талреп от этого недуга защищен, так как он сделан из специальной стали или же обработан цинковым покрытием. Эта мера разработана по той причине, что данный элемент очень часто находится именно снаружи закрепленной конструкции, а значит, всегда подвержен влиянию атмосферы.

Выбирать это приспособление необходимо, отталкиваясь от длины и толщины канатов или антенн, и, несмотря на внушительные задачи, решают их такие малютки, как талрепы, их размеры варьируются от 5 до 20 мм. От выбора монтажного приспособления зависит общий успех любого строительного процесса. В первую очередь, надо определиться, для чего он необходим. Чаще всего, такой элемент используется именно для того, чтобы соединить и натянуть тросы или же канаты, на которые будет крепиться тяжелый груз.

Применение талрепов – где они используются

Широкое применение этот вид натяжителей нашел в области грузовых и морских перевозок. На сегодняшний день невозможно представить ни один тяжелый или негабаритный груз, который бы крепился без помощи талрепов. Благодаря специальной конструкции, устройство обладает возможностями справляться с очень тяжелыми грузами, масса которых достигает нескольких десятков тонн. Первоначально мастера использовали механизм для соединения металлических и деревянных конструкций разных типов и видов.

Талреп идеально подходит для закрепления грузов при такелажных работах

Талреп идеально подходит для закрепления грузов при такелажных работах

Талреп представляет собой такое приспособление, которое идеально подходит для закрепления грузов при такелажных работах, а также транспортировке товаров. К примеру, механизм будет незаменим в случаях, когда требуется выполнить монтаж громоздких антенн или металлических конструкций.

Современные талрепы производятся из высококачественной нержавеющей стали. За счет этого механизмы обладают стойкостью к разрушительному воздействию коррозии. Для усиления эксплуатационных характеристик, а также для увеличения уровня надежности, прочности и долговечности устройства, их часто покрывают различными напылениями. Огромной популярностью пользуются оцинкованные талрепы, стоимость которых несколько выше средней цены на аналогичные устройства.

При этом стоимость является полностью оправданной. Суть в том, что металлические натяжители тросов, как правило, используются для закрепления грузов снаружи, под открытым небом. Следовательно, они подвержены воздействию окружающей среды. Если же приобрести инструмент, покрытый цинком, то о проблемах, связанных деформацией или разрушением вследствие действия атмосферных осадков, можно забыть навсегда.

При покупке натяжителей тросов в первую очередь внимание следует уделять толщине и длине канатов и тросов, для работы с которыми требуется талреп. Несмотря на то, что они способны выдерживать колоссальные нагрузки, создаваемые многотонными предметами, параметры самих талрепов отличаются компактностью. Так, размеры находятся в диапазоне от нескольких до десятков сантиметров. Правильно подобрав монтажный натяжитель для тросов, вы можете рассчитывать на успешное закрепление необходимых объектов.

Талреп: что это такое?

Приспособление несложное по конструкции, но удобное в применении. Сделано из двух винтов. На них резьба встречного характера. Первый винт производят с резьбой направо, второй – налево. Винты вкручиваются в кольцо с резьбой. На других частях винтов имеются ушко и стальной крюк (называют также гаком). К ушку и гаку удобно крепить тросы, цепи, грузы. Если натягивают подвесную цепь, то за ушко крепят к кронштейну на стене, например.

конструкция талрепа

Конструкционно талреп состоит из «тела» и двух винтов

По видам устройства делят на:

  • с муфтой отрытого штампования (тип ОШ);
  • с муфтой сварного открытого типа (тип ОС);
  • с муфтой закрытого сварного типа (тип ЗС).

По исполнению агрегаты разделяют на:

вилки с одной и другой стороны (тип ВВ);

  • вилка – с одного конца, гак – с другой стороны (тип ВГ);
  • ушко – на одной стороне, гак – на второй (тип УГ).

Если располагают на высоте большой груз и условия сложные, то используют оборудование типа ГГ. Если груз легкий, то применяют оборудование ВВ.

материал для талрепа

Делают талрепы из стали и цинка

  • перегрузки оборудования;
  • бокового натяжения (по линии).

О видах тарлепов вы узнаете из видео:

Специфические типы зажимов

Поскольку в строительстве крепежные узлы испытывают нагрузку динамического типа, а грузы часто поднимаются на высоту, то здесь применяют пружинные механизмы.

Благодаря им, производится не только обычное скрепление тросов, но и фиксация объектов. Конструктивно они имеют рычажки с движущимися скобами. В результате предмет может фиксироваться на тросе, независимо от его толщины.

Клиновые соединения незаменимы для работ с проводами из меди и алюминия с сечением 35-100 кв. мм. Представляют собой корпус из чугунной стали с износостойким клином из бронзы или сплавов алюминия.

Для большей надежности при зажиме алюминиевых проводов крупного сечения применяют специальные прокладки из такого же материала. Крепление будет прочным, но раз в 7-10 дней следует производить подтяжку болтов.

Талреп изнутри – как он устроен

Внешне талреп напоминает обычную муфту, которая состоит из нескольких винтов. Особенность заключается в том, что на винтах нанесена резьба с противоположным ходом. Еще один важный элемент любого талрепа – это металлическое основание, на которое накручиваются винты. Как правило, основание отличается цилиндрической формой. Однако далеко не всегда используются основания. Более простые и примитивные модели оснащаются специальными кольцами. Естественно, основание из металла обеспечивает большую прочность и надежность устройства. В любом случае, работа механизма осуществляется за счет стягивания винтов ближе к центру. Результатом становится максимальное натяжение тросов, веревок, ремней или канатов- в зависимости от того, что именно стягивается талрепом.

Грузоперевозки и такелажные работы – это далеко не единственная сфера применения натяжителей. Например, талрепы могут использоваться в быту, в частности, для настройки фортепиано (натягивание струн для достижения лучшего звучания), а также в случае необходимости подтянуть крепления для штор.

В большинстве случаев приборы для работы с тросами производятся открытыми, то есть винты для регулировки силы натяжения находятся на виду. Корпус может быть изготовлен методом литья, сварки или ковки. Следующий этап технологического процесса заключается в фрезеровании двух отверстий, посредством которых можно изменять усилие и длину. Независимо от метода производства каждой конкретной детали, входящей в состав натяжителя, само устройство выполняется токарным способом.

Талреп состоит из двух винтов с противоположной резьбой и крюков

Талреп состоит из двух винтов с противоположной резьбой и крюков

Конструкция любого талрепа представлена следующими основными составляющими:

  • Металлический корпус
  • Два винта с противоположной резьбой
  • Оголовок винта, который выполняется в виде кольца, крюка или вилки.

Следует отметить, что также существуют модели и с закрытым типом винтов, которые требуются для обеспечения дополнительной защиты перевозимых товаров, поскольку придется затратить большее количество времени для ослабления винтов. Кроме этого закрытые талрепы пользуются спросом при работе с тяжелыми огромными объектами в сложных погодных условиях.

Натяжитель троса: характеристики

Производство талрепов строго регламентировано. Выпускают натяжители только в строгом соответствии с Государственными стандартами качества. Такой прибор может эксплуатироваться до 5 лет. На талрепах указаны:

  • величина нагрузки разрушающего характера (измеряется в тоннах-силы кН), на которую рассчитан натяжитель;
  • размер: от 5 сантиметров до 1 метра;
  • длина резьбы – от 5 до 20 миллиметров.

талреп в деле

Дополнительного ухода при эксплуатации талреп не требует

Как устроен данный механизм и почему?

Для того чтобы понять устройство этого приспособления, нужно обратить внимание на чертеж, талреп со стороны выглядит, как обыкновенная муфта, которая состоит из двух винтов. Причем винты используются такие, на которые наносится противоположная резьба. Затем они вкручиваются в конструкцию из металла, зачастую цилиндрической формы. Если данного устройства нет, то можно использовать специальное кольцо. Благодаря металлической конструкции или кольцу, винты «стягиваются» ближе к центру, вследствие чего стальной трос и натягивается.

Также, помимо такелажных работ, широко применяется данное приспособление в домашних условиях, в основном, когда надо натянуть крепления для штор, настроить пианино (достичь лучшего звучания, натянуть струны).

Зачастую такой инструмент делается открытым, то есть видны регулирующие винты. Корпус его изготавливается путем ковки, сварки или литья. После этого фрезеруются два отверстия, которые позволяют при помощи винтов изменять длину и усилие. Изготавливаются они токарным способом. В случае, когда работы проводятся в сложных погодных условиях, используется закрытый талреп. Чаще всего, этот инструмент состоит из трех частей: корпуса, двух винтов (с правой и левой резьбой) и оголовки винтов (вилка, крюк или кольцо).

Талрепы для канатов – основные их виды

Покупая талреп для натяжки тросов, вы должны определиться с его маркировкой, а также особенностями каждой конкретной модели. Выделяют несколько видов устройств для крепления товаров:

  1. О+О – на каждом оголовке винта располагаются кольца
  2. С+О – на оголовках находится кольцо и крюк
  3. С+С – талреп представлен в конфигурации с двумя крюками
  4. В+В — на винтах находятся вилки

Это самые популярные модели, которые на данный момент представлены на рынке. Для усиления натяжения или его ослабления требуется вращать винты, в результате чего они будут двигаться либо от центра, либо к центральной части устройства. В первом случае сила натяжения будет уменьшаться, тогда как движение винтов к центру свидетельствует об усилении силы натяжения троса. Существуют усиленные модели, которые называются грузовыми талрепами. Особенностью подобных устройств является крепкая и долговечна сталь, способная переносить огромные нагрузки. Так, грузовые механизмы массой порядка 25 килограмм обеспечивают закрепление предметов с общей массой вплоть до 90 тонн.

Для усиления натяжения талрепа требуется вращать винты

Для усиления натяжения требуется вращать винты

Также отметим, что талрепы вида «крюк-крюк» нашли применение в тех случаях, когда груз крепится к прочным изделиям наподобие антенн, мачт, а также тросов или канатов. Если же вы приобрели устройство с типов «кольцо-кольцо», то для закрепления такого талрепа требуется предмет крюкообразной формы. В противном случае О-образный натяжитель закрепить не представляется возможным. Подвижные элементы подобных механизмов присутствует специальная резьба, необходимая для регулировки и изменения длины троса. В современных приборах появляются дополнительные приспособления, задача которых заключается в изменении уровня плавности натяжения. Область применения подобных устройств – это натягивание волоконно-оптических кабелей под малые нагрузки.

При работе с талрепами указанных выше разновидностей следует учесть тот факт, что их использование категорически запрещено для закрепления несущих конструкций. В этом случае может помочь вариант «вилка-вилка» на оголовках винтов. Очень популярный и востребованный вариант исполнения натяжителей. Посредством такого прибора такелажники получают возможность в кратчайшие сроки настроить длину троса и уровень его натяжения. Однако для подъема предметов данный инструмент не подойдет. Его основное предназначение заключается в страховке, растяжке, а также настройке подвески.

В некоторых ситуациях применяются цепные талрепы, которые могут похвастаться существенно большей длиной. Благодаря такой особенности, инструмент может быть использован для захвата двух или даже более предметов с целью их стягивания, задавая определенный уровень натяжения.

Где применяют

Используют устройство, когда есть необходимость в фиксации разных предметов и приспособлений так, чтобы было обеспечено симметричное натяжение с разных сторон. Необходимы натяжители:

  • для подъема на высоту или перевалки груза;
  • фиксации при осуществлении грузоперевозок;
  • фиксации на объектах стационарного назначения.
  • на телевизионной или радиовышке;
  • молниеотводе;
  • спутниковой антенне;
  • башне для напора воды;
  • различных по применению столбах;
  • креплениях для стеллажных конструкций;
  • башнях разного назначения;
  • строительных площадках;
  • реконструируемых зданиях и сооружениях.

Примечательно, что еще 100 лет назад натяжители эксплуатировали только моряки, сегодня же талреп прочно вошел в повседневную жизнь простого человека.

Дома такое оборудование можно увидеть на окне. Талреп используют в качестве держателей для штор или жалюзи.

талреп на жалюзи

Дома талрепы иногда используют для закрепления жалюзи

Обжатие провода и наконечника подручными средствами, без пресса и специнструмента

Что делать если у вас под рукой нет специальных инструментов для опрессовки или просто не хочется их покупать, если нужно обжать всего лишь один или два наконечника?

Многие сталкиваясь с этой проблемой прибегают к неправильным способам, которые в дальнейшем только ухудшают контакт, не обеспечивая надежного соединения.

Они начинают расплющивать наконечник молотками, просто сдавливать его в слесарных тисках, сминать пассатижами, запрессовывать зубилом. Все эти методы не верные и не приносят нужного результата.

Правильная эксплуатация талрепов – в чем секрет успешной работы

Подвергать талреп для троса необходимо только таким нагрузкам, на которые он рассчитан. В случае деформации каких-либо отдельных элементов вследствие повышенных нагрузок, необходимо моментально отреагировать на происходящее: уменьшить уровень натяжения тросов и заменить компоненты, которые вышли из строя. Причем выполнять подобные действия требуется с максимальной осторожностью и внимательностью, чтобы натянутый трос не разрушил механизм и не причинил вам вреда.

Радиальные или боковые нагрузки сокращают срок службы приборов

Радиальные или боковые нагрузки сокращают срок службы приборов

Радиальные или боковые нагрузки, значительно сокращают ресурс жизни приборов, поскольку талрепы для испытания подобных нагрузок не предназначены. В этой связи требуется постоянный контроль за инструментом до работы, во время и обязательно после. Любые, даже самые мелкие и незначительные на первый взгляд деформации, недопустимы. Выбирая правильное устройство для работы с грузами соответствующих габаритов и веса, вы сведете к минимуму вероятность выхода прибора из строя.

Перед работой рекомендуется выполнить некоторые подготовительные мероприятия, увеличивающие срок службы талрепов:

  • Нанесение смазки
  • Полировка войлочным кругом
  • Промывка бензином
  • Прогон инструмента вхолостую


Одна из самых часто возникающих проблем с натяжителями – это намертво залипший талреп, раскрутить винты которого бывает невероятно сложно даже для физически развитых мужчин. Во избежание подобных проблем необходимо пользоваться специальными смазками, в том числе с присадкой бисульфат молибдена или графита, а также периодически промывать прибор в чистой пресной воде.

Как видно, талреп представляет собой отличный инструмент для выполнения сложных работ, связанных с транспортировкой тяжелых грузов, а также их закреплением. А правильный уход обеспечит долгую и безотказную работу механизма.

Инструкция по применению

Когда наконец-то стало понятно, что же за зверь такой — талреп, выясним, как правильно его устанавливать:

  • возьмите бензин и протрите им натяжитель. Это необходимо для того, чтобы смазать части и детали.
  • Отполируйте войлоком, чтобы убрать пыль и грязь.
  • Нанесите смазку, которая продается в любом строительном магазине. Она нужна, чтобы талреп лучше растянулся.
  • Опробуйте детали на работоспособность – хорошо ли двигаются винты, закручиваются ли гайки?
  • Если в ходе установки на натяжитель попала жидкость, отличная от пресной воды, талреп нужно промыть проточной чистой водой, чтобы детали не слиплись между собой.
  • Установка талрепа осуществляется путем вращения винтов в противоположные стороны до тех пор, пока не удастся добиться требуемой фиксации.
  • Нельзя перетягивать трос – он быстро придет в негодность. Если это произошло, ослабьте талреп.
  • Если некоторые элементы конструкции были повреждены – устанавливать натяжитель нельзя.
  • Проверять устройство специалисты рекомендуют раз в полгода или чаще при необходимости (если есть сомнения в правильности монтажа).

Виды приспособлений для натяжения тросов

Прежде, чем приобретать приспособление для натяжки, необходимо разбираться в его маркировке, а именно: С+С – крюк и крюк, С+О – крюк и кольцо, О+О – кольцо и кольцо. Это наиболее часто используемые, но бывают и другие. Для того чтобы подтянуть или ослабить натяжение, необходимо вращать «кольцо», после чего винты будут двигаться либо к центру, либо от него. Вид инструмента зависит от того, какие работы вы собираетесь выполнять. Оцинкованный инструмент используется в том случае, когда вам требуется большое натягивающее усилие. Грузовой тип применяется тогда, когда необходимо либо натянуть тросы, либо же прикрепить тяжелый груз. Такие приспособления могут достигать веса до 25 кг, а выдержать данный инструмент способен до 90 тонн.

Вид приспособления «крюк-крюк» используется, когда необходимо изменить длину или натяжение цепи или троса, в основном, при установке мачт или антенн. «Крюк-кольцо» также применяется в подобных случаях. На подвижных деталях такого варианта приспособления имеется резьбовая нарезка, благодаря которой можно регулировать длину. Также сейчас появились варианты с использованием современных технологий, применяя которые можно отрегулировать плавность натяжения. Такие инструменты применяются при работах с волоконно-оптическим кабелем. Для того чтобы натянуть провода и тросы под малые нагрузки, можно использовать закрытые инструменты.

В таких случаях нет четкого значения допустимой нагрузки, поэтому ориентироваться необходимо по факту. Также следует помнить, что такие приспособления не используются для несущих конструкций. Вариант «вилка-вилка» очень популярен и применяют его довольно часто. С его помощью можно быстро изменить или отрегулировать натяжение и длину. Однако данный инструмент не применяется для того, чтобы поднимать грузы. Создан он для того, чтобы регулировать подвески, растяжки и страховки. А вот талреп цепной длиннее своих собратьев, он способен захватить два объекта, сравнительно далеких друг от друга, и затем стянуть, придав требуемое натяжение.

В заключение

Каждое изделие необходимо использовать по прямому назначению, соблюдая правила. Натяжитель ВВ применяют для удлинения троса или цепи, изменения их натяжения. Встретить такие можно на мачтах и антеннах. Талреп УУ используют там, где закрепляют тросы с крюками. В быту может быть использован при создании столярного верстака.

Если натяжитель закреплен правильно, то необходимость в регулярном контроле и обслуживании отпадает.

Успех работы и правильная эксплуатация талрепа

Силы, которые воздействуют на механизм данного инструмента, не должны вызывать деформации во время нагрузки. Если же это произошло, то натяжение необходимо уменьшить, а части, которые подверглись деформации, надо заменить. Если есть шанс ударной нагрузки или критического режима, то прежде, чем приступить к выполнению работ, необходимо четко выбрать изделие, которым предстоит пользоваться. Допускаемая нагрузка позволительна только по линии оси. Перегрузок быть не должно.

Изделия также не рассчитаны на то, чтобы выдерживать боковые нагрузки. Используемый натяжитель всегда до и после работ необходимо проверять на соответствие нормам безопасности, иначе могут быть недопустимые критические деформации. Если правильно рассчитывать замеры и соблюдать все мельчайшие детали, а также проводить профилактические работы и осмотр состояния инструмента, то он прослужит максимально долгий срок, и вероятность его поломки или деформации сведется к минимуму.

Прежде чем приступить к работам, рекомендуется инструмент промывать бензином, при возможности полировать на войлочном кругу, наносить смазку и прогонять вхолостую. Лучшие смазки в этом случае – с присадкой графита или бисульфата молибдена. Во время работ их рекомендуется проворачивать (достаточно будет двух-трех раз). Если же работа проводится в сложных климатических условиях, где повышена влажность, то не лишним будет проливание пресной воды на механизмы, что позволит смыть соленую воду. Именно эти простые правила лишат пользователя множества проблем, в частности, мучительного раскручивания «залипшего» намертво талрепа.

Таким образом, благодаря универсальному инструменту, вы можете делать как простые работы (натяжение струн, гардин), так и сложные (натяжение канатов или же перенос увесистых грузов без использования дополнительных приспособлений). Также, используя данный механизм, можно добиться лучшего показателя по вертикали, когда будете устанавливать антенну или мачту.

Регулируем ворота гаража своими руками

Ответ на вопрос, как отрегулировать автоматические гаражные ворота, зачастую кроется в работе с входящим в конструкцию тросом. Очень важно следить за натяжением этого элемента. Когда трос запутывается или меняет конфигурацию, это может привести к некорректному действию или дезактивации всей системы. Произвести такую регулировку можно своими руками, без найма профессиональных рабочих со стороны.


Здесь регулируют положение деталей гаечным ключом

Особенности регулирования ворот с неразрезным валом

Если ворота в помещении для гаража имеют такую конструкцию, регулировочная процедура приобретет иной вид. Последовательность работ будет выглядеть так:

  • Сначала нужно поднять рабочую панель и поддерживать ее (посредством помощника, например), чтобы ослабить поддерживающий трос;
  • После этого взору откроется винт, ответственный за положение троса. Его нужно отвернуть настолько, чтобы можно было работать с натяжением;
  • Теперь нужно разобраться с длиной троса. Ее нужно поставить на такое минимальное значение, чтобы полностью убрать провисание, но при этом не возникло угрозы сорвать этот элемент. После этого его нужно продолжать фиксировать в оптимальном положении, закручивая обратно фиксирующий винт;
  • Потом надо вновь опустить рабочую панель.

По завершении процедуры требуется провести проверку устранения провисания и гладкости хода полотна ворот. Если однократного применения процедуры оказалось недостаточно, необходимо повторить ее снова. Данная конструкция не отличается простотой, а трос легко принимает нерабочее положение, поэтому нужный результат может быть достигнут далеко не сразу.


Секционный пример Дорхан для гаража

На что нужно обратить внимание

Проведение регулировки может потребоваться в разных случаях – будь то самостоятельная установка данного механизма либо существенные ошибки, допущенные мастерами. Обращать внимание полагается на такие аспекты:

  • Характеристики инерционного механизма на пружинах. Тут нужно учитывать то, что нагрузка на его детали повышается при разного рода перекосах троса – например, обрыве или сползании с барабана;
  • Ровность поднимающихся полотен. Здесь тоже важно, чтобы отсутствовали перекосы. Они вызывают некорректность закрывания и сильно повышают риск раннего износа или поломки элементов конструкции, в результате чего придется приобретать замену;
  • Качественные характеристики запчастей. Следует покупать только сертифицированные комплектующие, изготовленные тем же производителем.

Коуши

Вышеперечисленные примеры формирования петель рассчитаны на не слишком высокие нагрузки. У тросов же, испытывающих очень большие усилия растяжения (например, при буксировании автомобилей или перемещении тяжелых предметов лебедкой), петлю на конце обычно упрочняют с помощью вложенного вовнутрь коуша.

В этом случае деформации, возникающие при натяжении, воспринимает не сам трос, а отштампованная из листового металла петля каплеобразной формы, благодаря чему трос меньше перегибается и изнашивается не так интенсивно.

Коуши также бывают разных размеров, рассчитанных на ту или иную толщину тросов и на тот или иной размер петель. Кроме того, специально для оконцовывания нейлоновых или пеньковых канатов выпускают коуши из пластика.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий